Беззаветное служение искусству

  1. Главная
  2. архив 2022
  3. 14
  4. Беззаветное служение искусству

Мария Константиновна Бутакова – талантливый педагог–вокалист, страстный пропагандист музыкальной культуры, родоначальник оперного искусства г. Арзамаса, стояла у истоков создания народного оперного театра. С её именем связана целая эпоха культурной жизни нашего города, хоть и небольшая по времени, но огромная по своему значению.

М. Бутакова родилась 1 марта (18 февраля по ст. стилю) 1897 года в Нижнем Новгороде в семье состоятельных мещан, училась в Нижегородской Мариинской женской гимназии.
За успешное окончание семи классов получила серебряную медаль. В 1925–м поступила в Нижегородский музтехникум на исполнительское отделение по специальности «Сольное пение». Учась в музыкальном техникуме, и потом, после его окончания, Мария много пела на различных концертах, однако выступления не были пределом её устремлений. Она мечтала о карьере оперной певицы. И мечта осуществилась только в сентябре 1928 года. Девушка получила предложение от давнего поклонника её таланта А.Н. Анисова занять место солистки оперы в государственном передвижном театре оперы и балета под названием ОперКонАнс (оперный концертный ансамбль), который он возглавлял. Мария с радостью приняла это предложение. Вскоре Александр Николаевич стал её супругом. Однако, проработав там 8 лет, Мария Константиновна потеряла певческий голос, так как петь порой приходилось в неотапливаемых помещениях и чаще, чем это допустимо для оперной певицы. Чтобы лечить связки, ей было необходимо жить в условиях сухого климата, поэтому они вместе с мужем переводятся работать во Дворец культуры при Белорецком металлургическом заводе БАССР, а затем едут во Фрунзе, где трудятся в Киргизском государственном музыкально–драматическом театре. И в том, и в другом месте работы М. Бутакова ставила оперы с артистами самодеятельности.
В 1943 году Мария Бутакова приезжает вместе с мужем в Арзамас. Свою трудовую деятельность она начала в детской музыкальной школе и драматическом театре одновременно. В школе преподавала теоретические дисциплины, а в период 1943–1946 гг. ещё вела и класс сольного пения для взрослых. Работая в театре драмы, Мария Константиновна готовила с актёрами концертные программы, разъезжала с ними по районам Горьковской области. А в 1946 году она поставила оперу «Евгений Онегин». Мария Константиновна не побоялась взяться за такую трудоёмкую работу, как постановка оперы силами только певцов–любителей. Подготовка спектакля велась в очень тяжёлых условиях: свет – коптилка, холод такой, что пианист был вынужден играть в перчатках. Но всех согревала радость творчества. Арзамасцы горячо приняли эту работу, а исполнителей и педагогов радовало, что удалось пробудить доброе чувство в сердцах зрителей и интерес к музыке великого русского композитора П.И. Чайковского.
С начала 50–х годов ХХ века М.К. Бутакова пропагандирует классическую музыку в форме концертов–лекций, где сама выступает в трёх ролях: лектора, педагога–вокалиста и музыканта–аккомпаниатора. Из участников художественной самодеятельности города педагог выбирала наиболее одарённых и дисциплинированных, развивая их певческие навыки до профессионализма. Эти певцы (например, Н. Пименова, Э. Сидорова, Г. Ефимова) становились и активными участниками художественной самодеятельности Арзамаса, и иллюстраторами вокальной классической музыки в концертах–лекциях.
Современники М. Бутаковой по достоинству оценили её подвижнический музыкально–просветительский труд. В 1990 году Арзамасской детской музыкальной школе № 1 было присвоено имя М.К. Бутаковой, а в 2013–м в школе был установлен её бюст.

Поделиться новостью

 

Меню