Это первое новое судно марки «Метеор», выпущенное за последние 20 лет.
3 августа 2021 года ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустило на воду головное судно модели «Метеор 120Р». В торжественной церемонии приняли участие заместители губернатора Нижегородской области Андрей Саносян и Сергей Морозов, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова, директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков, председатель совета директоров –генеральный конструктор АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгий Анцев, генеральный директор конструкторского бюро Сергей Итальянцев, вице-президент, председатель Волго-Вятского банка Сбербанка Петр Колтыпин.
«Новые суда дают возможность запускать новые маршруты, повышать транспортную доступность населенных пунктов в регионах. Проектирование судна велось в рамках госпрограммы развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений до 2030 года при поддержке Минпромторга России. Обновление и пополнение пассажирского флота в регионах этими новыми, современными судами стало возможным благодаря государственной программе льготного лизинга. При создании «Метеора» были учтены все пожелания пассажиров и эксплуатантов подобного рода судов. Получилось современное, безопасное и комфортабельное для пассажиров и экипажа судно», — заявил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров в связи со спуском на воду «Метеора».
Как отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, спуск на воду нового судна «Метеор 120Р» — это знаковое событие для всего отечественного судостроения, но, в особенности, для Нижегородской области.
«Именно в нашем регионе были разработаны суда, ставшие легендой всей страны и прославившие имя конструктора Ростислава Алексеева. Раньше мы могли только мечтать о возобновлении серийного выпуска судов на подводных крыльях, а сегодня это реальность: спущено на воду уже 11 «Валдаев», они курсируют в трех регионах России, в том числе в Нижегородской области открыта навигация по шести направлениям. Уже есть планы дальнейшего развития направления судов на подводных крыльях», — отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Как заявил на церемонии спуска на воду судна заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян, «Метеор 120Р» — это совершенно новое переосмысленное видение модели, отвечающее требованиям времени по дизайну, безопасности и комфорту.
«Центральное конструкторское бюро Алексеева всегда славилось своим научным потенциалом и проектами скоростных судов, не имеющих мировых аналогов. Уверен, что «Метеор 120Р», как и его предшественника, ждет достойное будущее», — сказал он.
Первые два судна «Метеор 120Р» будут эксплуатироваться в Ханты-Мансийском автономном округе. На сегодняшний день там уже эксплуатируется несколько других современных судов на подводных крыльях, произведенных ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, – «Валдай 45Р».
«Отличительная черта нашего края — наличие большого количества водоемов, сотни тысяч водных объектов, включая такие великие реки, как Иртыш и Обь. В нашем регионе есть труднодоступные поселения, в которые сезонно можно добраться водным транспортом. Сегодняшний «Метеор» мы зачисляем на службу югорчанам. Соглашение о постройке и поставке двух теплоходов «Валдай 45Р» с центральным конструкторским бюро имени Р.Е. Алексеева мы подписали в 2018 году. В 2019 году, когда спускали на воду «Валдаи», договорились о строительстве «Метеоров». Также начали прорабатывать вопрос создания плавучей поликлиники», — сказала на церемонии спуска судна на воду Наталья Комарова.
Возродить отрасль судов на подводных крыльях удалось во многом благодаря государственной поддержке. В частности, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации поддерживает возрождение строительства судов через программу лизинга морских и речных гражданских судов «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013−2030 годы», льготные условия которой стимулируют судовладельцев к обновлению пассажирского флота. Кроме того, судостроительные предприятия региона, в том числе ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, стали одними из первых участников национального проекта «Производительность труда». ЦКБ, участвуя в нацпроекте «Производительность труда», смогло увеличить объем производства судов «Валдай» с четырех до шести в год. К 2022-му предприятие планирует выйти на производительность в семь «Валдаев» и один «Метеор» в год.
«Метеор 120Р» – симбиоз традиций конструкторской школы Ростислава Алексеева и инновационных инженерно-технических решений: это крыльевая схема нового поколения, позволяющая судну развивать крейсерскую скорость 75 километров в час, сохраняя комфорт для пассажиров, современные материалы корпуса, интегрированная система управления судном с применением искусственного интеллекта, служащая безопасности судовождения. Это «интеллектуальный» теплоход с современным комфортабельным салоном с климат-контролем, мультимедийными системами, прекрасным панорамным обзором и кафе-баром в кормовой части», — сказал председатель совета директоров — генеральный конструктор АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» Георгий Анцев.
Длина «Метеора 120Р» — почти 36 метров, а ширина — около 10 м. Средняя скорость хода судна — 65 км/ч, дальность хода — 600 км, максимальная продолжительность рейса — 8 часов. Новый «Метеор» сможет вмещать до 120 пассажиров при экипаже всего шесть человек.
«Мы активно развиваемся в ключевых для регионов отраслях. Сбербанк принимает участие в реализации приоритетных проектов региона, благодаря чему улучшается качество жизни населения. Я глубоко убежден, что мы должны иметь современное судостроение, особенно учитывая, что внутренние водные пути проходят по 60 регионам России, где проживает 80 процентов населения страны. А по протяженности внутренние водные пути практически в два раза превышают федеральные автомобильные дороги», — отметил вице-президент, председатель Волго-Вятского банка Сбербанка Петр Колтыпин.
Гражданское судостроение в Нижегородской области в последние годы развивается серьезными темпами. В этой отрасли занято около 20 предприятий, на которых трудится примерно 10 тысяч человек. Нижегородские судостроительные компании стабильно набирают и успешно выполняют новые заказы. Крупнейшие предприятия отрасли обеспечены заказами до конца 2022 года, что свидетельствует о востребованности и высоком качестве их продукции.