О проблеме терроризма и экстремизма в современном обществе накануне Дня солидарности в борьбе с терроризмом рассказывает кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского Института проблем социального управления Антон ШАНДРА:
— Говоря о международном терроризме, следует обратить внимание на тот факт, что это явление объективное. Оно существует давно, и довольно серьёзно видоизменилось, но по-прежнему является фактором общественно-политической жизни любого общества. Несмотря на существенные этнические и религиозные различия, терроризм выстроился в своеобразную сеть. В условиях глобализации разнородные радикальные организации и группировки, их действия, получили собственное универсальное наименование — международный терроризм. То есть в данном случае мы говорим всего лишь о понятиях, о том, как проще обозначать целый пласт явлений и процессов социальной жизни. Нужно признать, что терроризм — это элемент объективной реальности,- негативный, опасный, разрушительный, но фактор жизни человеческого общества. В то же время терроризм — это угроза, и как любую иную угрозу его необходимо ликвидировать.
Большинство стран мира, в том числе и Россия, каждодневно сталкиваются с угрозой экстремизма. Для нашей страны вхождение в группу стран, для которых существует опасность действий радикалов, связанно с обострением в отдельных регионах страны в 1990-е годы. Заметим, что религиозный окрас война на Кавказе приобрела лишь к концу 1990-х годов. Видимо, так всем было удобно, поскольку религиозная составляющая искусно скрывала криминальную сущность так называемого «сепаратизма». Тогда впервые для нас прозвучали слова: «джихад», «газават», «ваххабизм» и т.д. Тогда, в конце 1990-х — начале 2000-х годов мы заговорили о появлении «террористического интернационала», который сегодня условно объединён вокруг мифа о необходимости построения арабского халифата. Примечательно, что как «независимую Ичкерию», так и«новый халифат» нужно обязательно строить на руинах прежней государственности, на гибели и бегстве с прежних мест проживания тысяч людей, на гуманитарной катастрофе.
Россия воспринимается террористическими организациями как обширное поле для своей деятельности. Мы представляем собой одновременно канал, или транзитный путь в переброске наркотиков и оружия в европейские страны, и в то же время являемся площадкой для вербовки новых сторонников, похищения людей, сбора средств для последующего финансирования радикальных группировок. Кстати, сбор средств иногда может производиться под видом оказания помощи больным детям или в рамках благотворительности. Нужно быть особенно бдительными, перепроверять реквизиты и прочие данные волонтёрских и благотворительных организаций.
Сегодня проявляются две взаимообусловленные тенденции. С одной стороны, радикалы постепенно уходят из кавказского региона, но, с другой стороны, проявляют себя в иных частях Российской Федерации. Силами российских спецслужб и МВД в различных субъектах федерации периодически проводятся задержания новых сторонников ИГИЛ (запрещённая в РФ организация), вербовщиков, сборщиков средств, а также тех лиц, которые осуществляют подготовку террористических актов.
В зону действия вербовщиков попадают самые разные категории граждан. Технический прогресс и эпоха социальных сетей предоставляют радикалам уникальные возможности. Зачастую в их сети попадает молодёжь, которая в силу отсутствия знаний и банального житейского опыта оказывается очарована стройностью, простотой и доступностью радикальных идей. Зачастую вербовщики целенаправленно проводят мониторинг подростковых групп в социальных сетях и различных интернет-форумах. Прекрасно разбираясь, в том числе, в возрастной психологии и педагогике, они способны выявить потенциальных участников своей сети. В погоне за экзотикой и красивой жизнью жертвами вербовщиков становятся молодые девушки. В этом плане вербовщики успешно используют сайты знакомств и всё те же социальные сети. Как правило, «жених» с Ближнего Востока или Средней Азии выгодно отличается в своём поведении от среднестатистического молодого человека из России, преподносит дорогие подарки и, в конечном счёте, обещает жениться и увезти русскую жену в роскошный дом на берегу моря. Таких «невест» спецслужбы позже обнаруживают в лагерях подготовки боевиков, гаремах полевых командиров (эмиров), а если девушке очень повезёт — перехватывают на выезде за пределы РФ.
Ещё одним полем для деятельности вербовщиков являются места лишения свободы. Они намеренно совершают преступления, получают относительно непродолжительные сроки заключения, и за время пребывания в тюрьме пополняют ряды сторонников террористических организаций. Как правило, заключённым после освобождения они обещают высокооплачиваемую работу, жильё и прочие блага. По мнению экспертов, из среды заключённых наиболее подверженными воздействию вербовщиков-радикалов оказываются молодые люди, отбывающие наказание по ст. 282 УК РФ, причисляющие себя к так называемым «неонацистским группировкам».