На образование, как и многие общественные процессы, пандемия коронавируса наложила свой отпечаток. Уже в марте в колледжах, техникумах и вузах было введено дистанционное обучение, а с апреля после затяжных весенних каникул перешли на этот формат и школы. На днях для школьников завершится непростой учебный год. О его предварительных итогах, особенностях дистанционного обучения, проблемах второй смены и очерёдности в детских садах мы поговорили с директором образования Сергеем ШЕВЕЛЕВЫМ.
— Сергей Николаевич, каким выдался учебный год 2019-2020?
— Вроде бы всё начиналось как обычно: традиционное первое сентября, полный комплект учащихся во всех школах, огромное количество первоклассников (в этом году за парты впервые сели 1406 детей). В течение всего учебного года планировалось провести достаточно большое количество мероприятий, посвящённых юбилейной дате — 75-летию Победы, и основную часть мы успели реализовать до введения режима повышенной готовности. Наши талантливые учащиеся отлично выступили на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников: десять учеников стали победителями и призёрами. За эти достижения их занесли на городскую Доску почёта. Жизнь шла размеренно, своим чередом. Готовились (и сейчас продолжаем готовиться) к введению ФГОС среднего общего образования (это касается 10-11-х классов), а девятые классы в этом году завершают обучение по новым ФГОС основного общего образования. Но свои коррективы в образовательный процесс внесла коронавирусная инфекция. В итоге всё пошло не так, как хотелось бы, пришлось приспосабливаться к новым реалиям.
— С апреля школы перешли на дистанционное обучение. До этого ничего подобного не было. Какие трудности возникли с переходом на такой формат обучения?
— Мы столкнулись со множеством проблем, так как времени на подготовку было очень мало, всего две недели, а для качественного внедрения дистанционного обучения в обычных условиях на это потребовался бы не один год. Поначалу было очень много звонков от родителей, недовольных таким обучением детей, самой организацией процесса. Да, было много непонятного с построением процесса обучения. Не всегда срабатывали электронные платформы, где дети были зарегистрированы. Среди большого их многообразия школы выбрали те, для работы с которыми они, а также дети и их родители были более готовы. Но постепенно всё вошло в определённое русло.
— Все ли школьники смогли обучаться дистанционно? Ведь для этого необходимо соответствующее оборудование.
— Действительно, как выяснилось, не у всех детей есть дома компьютеры. Таковых оказалось 97 человек. В их семьи на время обучения школы передали ноутбуки. Конечно, этого недостаточно для полного решения проблемы, но тем не менее первоначальную потребность в оснащении детей учебными материалами мы закрыли. Также большие трудности при дистанционном обучении возникли у учащихся начальной школы, так как навыки самоорганизации у младших школьников слабо сформированы, и здесь на помощь приходили родители, за что им огромное спасибо.
— А как учителя восприняли непривычный для себя формат работы?
— Учителям также было сложно. Нагрузку они испытали колоссальную. Как правило, урок в дистанционном формате длится 20-30 минут, но для его проведения нужна серьёзная подготовка. По окончании уроков в школах шла индивидуальная работа с ребёнком по усвоению пройденного материала и проверке домашнего задания. Педагоги проводят онлайн-уроки, видеоуроки, презентации, которые выложены на образовательных платформах, и другие виды деятельности.
Надо отдать должное разработчикам образовательных платформ, они регулярно проводили видеоконференции, предлагали варианты по решению возникающих проблемных моментов. В конце апреля Министерством образования, науки и молодёжной политики были проведены онлайн-педсовет и родительское собрание, по итогам которых было принято решение о завершении учебного года 22 мая. Но предварительно — 30 апреля -закончилось обучение и выставлены оценки по предметам ИЗО, музыка, физкультура, технология. После праздничных дней до 22 мая обучение по остальным учебным дисциплинам продолжается. Такова предварительная концепция завершения учебного года для учащихся.
— Что будет с экзаменами в 9-х и 11-х классах?
— По состоянию на 14 мая 2020 года девятиклассники не будут сдавать основной государственный экзамен, аттестат об основном общем образовании им будет выдан на основании текущих оценок. Единый государственный экзамен будет проводиться, сроки мы узнаем позднее. Но эти решения требуют ещё нормативного закрепления на федеральном уровне.
— А как же последний звонок, выпускной бал?
— К сожалению, пока тоже неизвестно, будет ли последний звонок. Скорее всего, в том виде, в котором мы привыкли его видеть, не будет. Министерство образования, науки и молодёжной политики проводило видеоконференцию с директорами школ и обговаривали различные варианты его проведения. Как вариант — это единая онлайн-акция для всех учащихся Нижегородской области. Как это будет выглядеть, пока непонятно. Этот вопрос прорабатывается.
— Учащиеся других классов обычно в конце года тоже пишут всероссийские проверочные работы (ВПР). В этом году они успели пройти это испытание?
— ВПР обычно проводят весной, начиная с середины марта. Часть из проверочных работ ученики старших классов успели написать. А вот остальные ВПР перенесены на осень 2020 года.
— Ситуация с распространением коронавируса заставила по-новому взглянуть на труд не только медицинских работников, но и педагогов. Многие дети даже скучают по школе и учителям. На ваш взгляд, профессия учителя сейчас востребована? Молодёжь хочет работать в образовательных организациях?
— Отвечу так: желающие работать в школе есть всегда. Да и потребность в новых кадрах у нас есть, потому что кто-то уходит в декретный отпуск, кто-то увольняется по возрасту или иным причинам. Во многом благодаря тому, что у нас есть АФ ННГУ, потребность в педагогических кадрах закрываем. У кого-то сразу получается найти общий язык с детьми, увлечь своим предметом. У других это не получается. Не всех школа принимает. У человека должно быть призвание к учительству. Это как искусство.
— Сейчас продолжается приём заявлений в первый класс?
— Этот процесс начался до 1 февраля, сейчас он стабилизировался. В основном классы скомплектованы. Есть несколько школ, в которых отказывают в приёме в первые классы. Но родителям не стоит волноваться. Пока ведём приём по закреплённой территории. После 1 июля школы имеют право набирать в первые классы уже при наличии свободных мест с иных территорий. Поэтому сам процесс приёма будущих первоклассников идёт в штатном режиме.
— Сергей Николаевич, не только школьники, но и дошкольники оказались на домашнем режиме. Уже больше месяца не работают полноценно детские сады. Когда их планируется открыть?
— Изначально оперативный штаб принял решение об открытии в городе с 6 апреля пяти детсадов, где функционировало 16 дежурных групп. Один детсад принимал только детей медработников и врачей. Остальные были разделены по производственному принципу, то есть за каждым детским садом закреплено несколько предприятий. С 14 мая оперативным штабом было принято решение об открытии всех детских садов в режиме дежурных групп для того, чтобы принять большее количество детей, чьи родители получили разрешение на работу.
— Как в целом обстоит дело с наличием мест в детских садах?
— В принципе, мы можем констатировать, что дети от трёх до семи лет обеспечены местами в дошкольных учреждениях. Потребность в них сохраняется лишь для детей ясельного возраста. В этом году планируется начать строительство пристроя к детскому саду № 34 на 100 мест. Завершился аукцион на проектирование нового детского сада на 280 мест в 12-м микрорайоне. В скором времени должен начаться капитальный ремонт детсада № 1, который вошёл в перечень мероприятий в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров».
— Кроме вопроса нехватки мест в дошкольных образовательных организациях своего решения требует также проблема второй смены в школах. Когда она будет ликвидирована?
— Президент поставил задачу до 2025 года ликвидировать вторую смену в школах. Сейчас в городе несколько школ, где дети (преимущественно начальное звено) учатся в две смены. Увеличить количество мест в этих школах мы не можем, так как средняя наполняемость класса у нас одна из самых больших по области. Но решать проблему необходимо, хотя это и сложно. В настоящее время возводится пристрой к средней школе № 7 на 200 мест. Все работы должны быть завершены в этом календарном году, и школа будет работать в односменном режиме. В планах есть ещё строительство здания школы на территории бывшей воинской части на ул. 1 Мая, а также школы в 12-м микрорайоне.
— Во время дистанционного обучения некоторые семьи получали продуктовые наборы. Кому они выдавались?
— В соответствии с действующим законодательством продуктовые наборы раз в две недели получали дети с ограниченными возможностями. Таковых не так и много -всего 31 ребёнок. Они обучаются в общеобразовательных школах и получают бесплатное питание за счёт средств областного бюджета.
— А как быть тем родителям, которые перечислили по безналичной системе оплаты питания ребёнка значительную сумму? Можно ли её вернуть? Или есть смысл оставить на следующий учебный год?
— Эти деньги находятся на лицевом счёте родителя и могут быть списаны только в том случае, если ребёнок питался в школьной столовой. Если ученик заканчивает школу, то родителям необходимо написать заявление на имя директора школы на возврат денежных средств. Родителям учащихся начальной школы стоит оформить возврат в связи с тем, что в следующем учебном году обеды для них будут бесплатными.
— Обычно в мае полным ходом идёт подготовка к летней оздоровительной кампании. В этом году для детей будут организованы лагеря дневного пребывания при школах?
— До сих пор ситуация по этому вопросу неопределённая. Когда начнётся летний отдых, мы точно не знаем. Однако все школы, набазе которых организуются лагеря с дневным пребыванием, а также загородный центр «Водопрь», готовятся к приёму детей. Учителя проходят медосмотры, проверяется оборудование и т.д. Когда министерство образования даст старт летней кампании — будем принимать детей. Но скорее всего, в этом году она начнётся не с 1 июня, а будет сдвинута на более поздний срок.