ДЛЯ НАДЕЖДЫ САМЫЛИНОЙ УЧИТЕЛЬСТВО СТАЛО ДЕЛОМ ВСЕЙ ЖИЗНИ.
Более сорока лет она открывает дорогу в мир знаний ребятишкам, которые впервые переступают порог школы.
Для каждого из них она стала первым учителем, с именем которой связано так много тёплых событий. Первая учительница берёт за руку вчерашнего дошкольника и, словно путеводная звезда, ведёт его в новый и незнакомый мир – мир знаний, общения, способностей и достижений.
Желание стать педагогом появилось у Надежды Николаевны ещё в детстве. Со своим младшим братом она часто играла «в школу». А когда он стал учеником, помогала с уроками, объясняла некоторые темы, отвечала на его вопросы. В школе девушка вместе с другими старшеклассниками шефствовала над младшими. Они помогали в учёбе, оформляли газеты, организовывали походы… Такая общественная работа очень нравилась Надежде. Поэтому после школы она решила пойти по учительской стезе и поступила в Лукояновское педагогическое училище. После его окончания по распределению попала в Арзамас. Работу в школе начала пионервожатой, одновременно училась заочно на биофаке АГПИ. А однажды ей предложили взять первый класс. И уже тогда молодая учительница поняла, что начальные классы – это её призвание. Всю свою дальнейшую жизнь она связала со школой. Сейчас Надежда Николаевна преподаёт в гимназии. В этом году у неё – первоклассники. Главное, по её мнению, – не просто научить ребят читать, писать и считать. Важно привить им нравственные качества, научить общаться друг с другом, уважительно относиться к взрослым, любить и беречь природу…
– На работу я всегда иду с желанием, даже с удовольствием. А как иначе? Ведь меня там ждут дети. Все они такие разные: смышлёные и любознательные, активные и тихони, капризные и ласковые. И каждый из них уже личность,– делится Надежда Николаевна. – Пока они ещё маленькие и всему верят, хочется донести до них настоящие вечные ценности, приучить к порядку, чтобы они выросли умными и счастливыми людьми. В первом классе дети очень непосредственные и открытые. Они с радостью работают на уроке, всегда хотят отвечать на вопросы учителя. И тут важно каждого услышать, похвалить за работу. Да, непросто спросить всех 28 учеников, но каждому уделить внимание просто необходимо. Ведь от этого зависит дальнейший интерес к учёбе. На перемене они тоже любят общаться. Учитель для многих – как старший друг, и они могут поделиться переживаниями, рассказать о важном событии, высказать своё мнение. Дети всегда заряжают энергией, общение с ними дарит радость.
По словам педагога, современная жизнь накладывает отпечаток на детей. У них сейчас другие игры и интересы, много времени ребята проводят с гаджетами. Но никуда не пропал интерес к школе. Как и 20–30 лет назад они приходят сюда за знаниями, и первый учитель становится для них путеводной звездой, озаряющей дорогу жизни своим ученикам.
– Учебная программа за несколько десятков лет тоже претерпела изменения: стала более сложной и насыщенной, – рассказывает собеседница. – А у нас в гимназии она ещё и интересна своей разнонаправленностью. Задача – не просто научить детей, а дать им возможность показать все свои способности, в том числе и творческие.
На уроках Надежды Николаевны никогда не бывает скучно. Она умеет увлечь ребят интересным рассказом, придумывает необычные задания и игры. У неё хватает желания, сил и энергии каждый урок делать необычным и запоминающимся. И в этом проявляется её творческая натура. В свободное от работы время Надежда Самылина любит читать, путешествовать. Но главное её увлечение – музыка. Много лет она является участницей городского хора учителей и ансамбля «Акварель». Женщины исполняют духовную музыку, русские народные песни, поют а капелла (без инструментального сопровождения). В музыке Надежда Николаевна черпает силу и вдохновение. Хор часто выступает на концертах. А в числе зрителей можно увидеть учеников Надежды Самылиной. Почти всех она помнит, а они – повзрослевшие – всегда рады встрече со своей первой учительницей, которая понимает и любит детей.