Выдающемуся арзамасскому скульптору Михаилу Лимонову 23 апреля исполнилось 85 лет. Не заметить это имя на страницах истории города Арзамаса, в его облике просто невозможно. В этом чувствуется связь с достижениями прошлых поколений и преемственность традиций просвещения в развитии культуры сегодня.
Семья Лимоновых проживала в д. Булдаково Арзамасского района. Отец будущего мастера Михаил Максимович – участник Великой Отечественной войны, на фронте был шофёром, служил от начала и до конца войны. Был ранен, награждён орденом Красной Звезды и несколькими медалями.
Маленький Миша с раннего детства увлёкся изобразительным искусством. Много рисовал и проводил опыты с глиной: раскапывал по берегу реки, искал пластичную, из которой легче лепить, чтобы содержала меньше песка и фигурки не рассыпались, обжигал в костре. Началось всё с голубя, изображение которого он заприметил в церкви села Степанова. Образ Святого Духа каким–то образом запал в душу, и первой работой будущего скульптора стала вылепленная из глины птица. Первыми критиками стали друзья, чьи восторженные отзывы окрылили самодеятельного автора. Знал ли кто тогда, что детское увлечение Михаила Михайловича лепкой из глины станет профессией? В 1946 году мальчик пошёл в школу. После окончания семи классов в 1953–м родители отправили Мишу к родственникам в Арзамас. Некоторое время он учился в школе № 1 и в Арзамасской детской художественной школе. Работал в колхозе «Заря» водовозом на лошади, молотобойцем в колхозной кузнице. В 1957 году окончил курсы шофёров при военкомате и работал грузчиком на автомашине.
В армии его художественные таланты эксплуатировались во славу части и на пользу начинающего мастера. В Ангарске, где проходила служба, Михаилу попалась на глаза книга «В помощь самодеятельному скульптору», которая дополнила багаж самоучки недостающими теоретическими знаниями о работе с материалами. Прочитав и усвоив сей труд, Лимонов твёрдо решил связать свою жизнь с творчеством.
В 1962 году он женился. В свободное время Михаил Михайлович занимался лепкой и участвовал в выставках самодеятельных художников. Жена Светлана Николаевна всячески поддерживала художественные наклонности мужа и создавала ему условия для творчества: именно она настояла на том, чтобы Михаил Михайлович стал профессионально учиться. Оставалось выбрать учебное заведение для закрепления и углубления знаний, и Михаил в 1963 году поступает в Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого на скульптурное отделение. Он из всех поступающих единственный получил «отлично» по скульптуре. В этом же году родилась дочь Марина.
После окончания училища ему предложили выбрать город для распределения на работу, и Михаил Михайлович вернулся в Арзамас, чтобы быть поближе к родителям. Он устроился на комбинат коммунальных предприятий «гравёром–каменотёсом по надгробным памятникам».Здесь начался его титанический и славный труд по созданию монументов, украшающих наш город. На его счастье в Арзамасе тогда созрела мысль увековечить в камне образы Максима Горького и Карла Маркса. Правда, молодой скульптор робел, житейский опыт подсказывал, что такую работу должны предложить авторам из Москвы или Горького. Однако здоровая творческая дерзость сподобила на изготовление 40–сантиметрового скульптурного портрета Алексея Максимовича. Работу показал начальнику горкомхоза, тот схватил её в охапку и отнёс в горисполком. Там после небольшого теста на узнаваемость и похожесть решили отдать заказ местному автору. Скульптора поощрили премией в 200 рублей. Но что деньги?! Тогда, в 1969 году, было положено начало экспозиции работ Лимонова на улицах Арзамаса. В 70–е годы были установлены памятники юному Гайдару, герою Новикову, комсомольцам. Для всех монументальных работ М.М. Лимонова характерна продуманность и соразмерность с пространством: будь то сквер, перекрёсток или площадь. Скульптуры существуют не сами по себе, а живут, создавая особую атмосферу и уникальную красоту города.
– Сам удивляюсь, как всё–таки мне повезло – не всякий скульптор в маленьком городе наставил бы столько памятников. Хорошо, что в самом начале меня поддержал Дмитрий Дмитриевич Верхоглядов. С этого и пошло, – говорит юбиляр.
С 1980 по 2000 годы М. Лимонов работал преподавателем лепки в Детской художественной школе им. А.В. Ступина, в свободное от занятий время продолжал с детьми создавать художественные скульптуры. Среди них памятник солдатам, умершим от ран в Арзамасском госпитале во время войны, бюст герою А.М. Фадину, памятник Жукову, памятник погибшим от
взрыва 4 июня 1988 года, памятник воинам–интернационалистам. Им создана большая серия скульптурных портретов исторических деятелей, художников, писателей, почётных граждан Арзамаса, членов семьи, друзей. Кроме всего прочего, Михаил Михайлович с удовольствием занимался керамикой, создавая простые и сложные декоративные произведения, с росписью и глазурью.
В этот период у него появилось любимое хобби: он конструировал и строил парусные лодки, катамараны, тримараны, доски для виндсёрфинга, а также активно испытывал все построенные виды судов с семьёй и друзьями. По словам Михаила Лимонова, это было счастливое и весёлое время.
В начале 2000–х гг. Михаил Михайлович выполняет несколько заказов для Москвы: исторический портрет сына Пушкина, портрет профессора С.А. Иванова; памятник председателю Всероссийского общества инвалидов участников войн Афганистана и Чечни М.А. Лиходею, фигуру коня в натуральную величину для Поклонной горы. С 2006 по 2008 год работает над памятником воинам локальных войн для Сарова. Востребован был в те годы скульптор и в Арзамасе – ему заказывают бюст Чкалова для школы № 3; бюст И.П. Склярова для библиотеки; бюст директора музыкальной школы № 1 М.К. Бутаковой; памятник–бюст директору АППО Ю.П. Старцеву. То, что перечислено, – далеко не полный список произведений арзамасского творца.
– Когда я ушёл из Детской художественной школы на пенсию, сдал памятник афганцам, думал всё, жизнь закончилась, – рассказывает скульптор. – Но начал рисовать, вспоминать азы живописи, копировать иконы и классику… А там огород, теплица, земля, – и ничего, взбодрился, ожил.
Во время вынужденного простоя Михаил Михайлович создал два автопортрета из мрамора и гранита, написал портреты знакомых, членов семьи, иконы. Он продолжал неустанно трудиться и с оптимизмом смотреть на жизнь.
Поздравляем нашего дорогого учителя и замечательного человека Михаила Михайловича Лимонова и желаем здоровья и творческого долголетия.
Кстати
Михаил Михайлович за свои заслуги получил не только народную любовь, но и официальное признание: он награждён городским знаком «За любовь к родному городу», почётными званиями «Заслуженный работник культуры» и «Почётный гражданин города Арзамаса».