Арзамасская академия

  1. Главная
  2. архив 2022
  3. 43
  4. Арзамасская академия

В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ РОВНО 220 ЛЕТ С ОТКРЫТИЯ В НАШЕМ ГОРОДЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ, КОТОРУЮ ОСНОВАЛ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СТУПИН.

К 220-летию «Ступинской академии» Арзамасская детская художественная школа и газета «Арзамасские новости» подготовили совместный проект, посвящённый юбилейной дате. Мы вместе вспомним, какой была арзамасская школа живописи в 19 веке, как была открыта и развивалась детская художественная школа (ДХШ) в советский период и какие изменения произошли за последние несколько десятилетий. В рамках юбилейных мероприятий приглашаем вас принять участие в городских пленэрах, приуроченных ко Дню города и Дню учителя, а также посетить выставку «Арзамасский пленэр» в выставочном зале. Подробную информацию читайте на страницах газеты и в группе Арзамасской ДХШ ВКонтакте: https://vk.com/club209183452.

О ЖИВОПИСЦЕ

Александр Ступин по происхождению дворянин, но незаконнорожденный: ребёнок ещё в младенчестве был отдан на воспитание в приёмную семью бездетных мещан Анисьи и Василия Ступиных, крещён и назван Александр. О тайне своего рождения он узнал только тогда, когда ему исполнилось 25 лет.

К семи годам Александр освоил письмо, чтение и счёт. Затем несколько лет прислуживал в церкви за небольшую плату, а десятилетним ребёнком помогал матери в мелочной лавке. Когда работы было немного, Александр читал, чертил и рисовал. Несколько лет обучался иконописи. Затем юноша был приглашён дьяконом Воскресенского собора Ефимом Яковлевым, слывшим самым искусным иконописцем округа. Работа у опытного мастера окрылила Александра Ступина, а первый заработок принёс большую радость в дом.

Летом 1795 года Ступину был заказан образ Воздвижения для поднесения Павлу I, которого ожидали в Нижнем Новгороде. После успешного выполнения образа ему был дан первый самостоятельный заказ на двадцать четыре образа для Всехсвятской церкви в Арзамасе. С этих пор (с 1 сентября 1797 года) Ступин стал непрерывно принимать заказы на работы, для осуществления которых брал к себе учеников.

Глубокий интерес к изобразительному искусству вызвал у волевого и энергичного Ступина желание поехать в Петербург для поступления в Академию художеств. В марте 1800 года он был принят в качестве «постороннего ученика», а через два года получил звание свободного художника (это, к слову, выводило его в дворянское сословие).

Картина ученика Арзамасской школы живописи В. Перова «Тройка»

ИСПОЛНЕНИЕ МЕЧТЫ

В 1802 году Александр Васильевич поделился с преподавателями мечтой — открыть в Арзамасе свою художественную школу. Это желание молодого художника было горячо поддержано. Ступин получил от Академии гравюры, книги, художественные принадлежности и летом того же года открыл в родном городе школу. Его дом переоборудовали для нужд школы: кроме жилых комнат семьи Ступина и учеников, были комнаты для занятий и две галереи: картинная и античная.

Ступинскую школу называли «Арзамасской академией», так как организована она была по образцу петербургской Академии художеств.

В классах преподавались не только специальные, но и общеобразовательные предметы. Академическая система обучения воспитывала в художнике огромное трудолюбие. Обучение в школе продолжалось в течение шести лет и было платным. Принимались в школу все желающие, в том числе и дети крепостных крестьян, которых отдавали в ученье помещики, чтобы иметь для собственных нужд домашних художников.

В помощь учащимся Ступин кропотливо собирал музей и библиотеку, где были представлены слепки с античных скульптур, картины, гравюры, рисунки, а также копии с прославленных произведений западноевропейского искусства. Тщательное и глубокое изучение памятников классического искусства, преимущественно античного, а также итальянского эпохи Возрождения способствовало формированию художественного вкуса и высокопрофессиональных навыков, особенно в рисунке. В имуществе школы значились 25 оригинальных картин русской и зарубежной классики, 7 гипсовых статуй и более 20 бюстов, 2000 эстампов и столько же книг были здесь и лучшие работы учеников.

Чтобы содержать школу, закупать художественные принадлежности, ступинцы параллельно с занятиями выполняли заказы церкви и частных лиц на росписи интерьеров и написание икон. С 1802 года по 1861-й они полностью написали 137 иконостасов и свыше 2500 икон.

К 1809 году Ступин уже имел положительные итоги работы школы. Александр Васильевич представил Академии отчёт и его труд высоко оценили в Санкт-Петербурге. Школа была принята под покровительство Академии художеств, а сам Ступин за педагогические успехи возведён в звание академика.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛИЧНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ СО ШКОЛОЙ

Его ученики Горбунов (крепостной), Коринфский, сын Рафаил были приняты в Академию. Все трое успешно её закончили. Кисти Ивана Горбунова принадлежит один из лучших портретов А.В. Ступина, написанный в 1809 году. После возвращения из Петербурга он вскоре получил вольную и некоторое время работал в школе.

Время наибольшего расцвета школы приходится на 20-е годы XIX века, когда ведущим педагогом был Рафаил Александрович Ступин. Он руководил рисовальным и перспективным классами, привлекал своих воспитанников к театру и литературе. К сожалению, своеволие и привычка к столичным развлечениям РА. Ступина привели к разрыву отношений с отцом. Он навсегда уехал из Арзамаса, умер в начале 60-х годов.

Михаил Коринфский стал «знаменитым зодчим Поволжья». В Арзамасе первой работой начинающего архитектора была перестройка здания школы живописи А.В. Ступина. Затем по его проекту в 1814-1842 годах сооружался в Арзамасе Воскресенский собор. Храм, украшенный 48 колоннами, был воздвигнут арзамасцами в честь победы над Наполеоном. В 1825 году М.П. Коринфский получил звание академика.

В школе Ступина с 1846 до 1849 года с перерывами учился Василий Перов — выдающийся художник-реалист. В Москве, по воспоминаниям о жизни в Арзамасе, им была написана знаменитая картина «Тройка».

ЗАКРЫТИЕ ШКОЛЫ

Огромный ущерб школе был нанесён пожаром в результате поджога в 1842 году. А. Ступину пришлось отстраивать всё заново. Император Николай I выделил деньги, а Академия художеств помогла восполнить утраченные учебные пособия. Через год школа живописи снова работала.

В 1854 году Александр Васильевич совершил свою последнюю поездку в Академию художеств, а в 1861 году — умер. Он был похоронен на Всехсвятском кладбище (ныне парк им. А.П. Гайдара) в городе Арзамасе. Единственными наследниками явились внуки и зять Н.М. Алексеев. В 1862 году здание было продано городу, а в 1910 году разобрано из-за ветхости.

ДЕЛО ЖИВЕТ

По примеру первой арзамасской школы вторая художественная школа в России «Покровительствуемая Императорской Академией художеств учреждённая художником Надежиным школа рисования и живописи» открылась в Тамбовской губернии в 1832 году, третья — в Воронежской губернии в 1835 году. Далее подобные провинциальные школы рисования и живописи стали множиться по всей России.

Возникновение и первые десятилетия существования Арзамасской школы приходятся на период активных исканий русских художников и педагогов в области методики профессионального художественного образования. Система художественного образования в России в 19 веке становится сложной, многоуровневой сетью, ориентированной как на профессиональную подготовку специалистов, так и на решение проблем общекультурного характера, на массовое обучение и просвещение в области изобразительного искусства. В городах разрешалось открывать малые и главные народные училища, курс обучения в которых наряду с чтением, письмом, счётом включал и рисование, а также основы гражданской архитектуры с черчением планов. Рисование как общеобразовательный предмет получило широкое распространение.

 

 

Поделиться новостью

 

Меню