На вопросы читателей «Арзамасских новостей» отвечает мэр Арзамаса Александр Щелоков. Звоните нам: 7-13-85, пишите на смс-канал: 89087253433, в группу ВКонтакте: vk.com/anovosti, на сайт: www.a-novosti.ru.
— Столько говорилось про объединение города и района, а сейчас как будто всё затихло. Будет Арзамас объединяться с Арзамасским районом?
— Говорилось, по моим оценкам, около 40-50 лет. Процесс идёт своим чередом -сейчас устанавливаются необходимые регламенты действия для переходного периода. Поучаствовали в разработке текста законопроекта о преобразовании поселений, входящих в состав района путём объединения с городским округом. Это большая работа в соавторстве с государственно-правовым департаментом Нижегородской области и районным Земским собранием, администрацией района. Законопроект был вынесен 28 апреля губернатором Нижегородской области на обсуждение депутатами Законодательного собрания. С моей точки зрения, нормальный взвешенный документ, в котором прописаны основные моменты.
Следующие действия, которые в рамках объединения должны произойти, — это, во-первых, избрание первого состава объединённой городской Думы. Будет 33 депутата — 23 от городской территории, 10 от районной и один депутат от территории мкр. Кирилловский и Кирилловского сельского совета — здесь уже не определишь, где город, где район. Во-вторых, новая Дума изберёт нового главу — мэра города Арзамаса. Это будет примерно в октябре. Новый мэр внесёт предложение о новой структуре объединённой администрации города (соединённой с районной). В этом будущем документе самое главное — как будет осуществляться управление территориями вместо привычных сельских администраций. Предстоит объединить весь опыт перехода на округа последних 12 лет. В декабре текущего года должен быть принят новый объединённый бюджет нового муниципального образования — собственно, основной наш с вами финансовый документ.
Предстоит много работы по муниципальным учреждениям города и района. Как элементарный пример — судьба печатных изданий. Муниципалитету можно иметь одну газету, в которой публикуются важные в жизни города нормативно-правовые акты. Соответственно, вопрос: как быть с одной из газет. Буду настаивать на сохранении двух печатных изданий, считаю, что право на жизнь имеют оба. У каждого своя специфика, свой круг тем, свои устоявшиеся коллективы.
Также занимаемся анализом функций и полномочий, которые перейдут от бывших сельских советов к новым структурным единицам. Пока не скажу, пойдём ли мы классическим путём, взяв пример с уже объединившихся муниципальных образований, где сельсоветы сменили территориальные отделы. Им должна быть делегирована часть функций администрации на территориях поселений. Может быть, выберется другой вариант. Впереди работа по сращиванию администраций, структурные подразделения уже ведут проработку этой «сшивки». Конечно, функционал у нас во многом похож, но есть и ряд отличий — администрация города по понятным причинам не курирует вопросы сельского хозяйства, у нас нет муниципальной пожарной охраны, но при этом в городе гораздо большие нагрузки на вопросы благоустройства, работа по историческому центру и др.
Так или иначе, в соответствии с порядком формирования новых органов местного самоуправления процесс должен завершиться не позднее 31 декабря 2022 года.
В хозяйственном отношении: содержание территорий, уборка, участие в проектах, сельские льготы и жители района не будут ущемлены. Сохранится то, что есть сейчас. При этом в районе также есть направления, которые могут быть раскрыты при участии города. Об этом я постепенно за этот год расскажу.
— На территории, где раньше была воинская часть, посносили здания. Что там будет?
— Здания досрочно снесли. Проблеме много лет, нашли решение. Сейчас делаю всё для того, чтобы была школа. Одновременно подготовка к строительству идёт сразу по трём объектам под нужды общеобразовательных учреждений. Если говорить о территории на ул.1 Мая, то это в перспективе самый крупный объект — на 1500 мест, благо площадь позволяет. Он несравним с привычными нам школами города. Проект повторного применения найден, сейчас его подробно изучает рабочая группа для составления технического задания, затем объявим конкурсные процедуры на проектирование. Проект «под ключ» в общей сложности займёт год. В готовом объекте акцент планируем делать на естественно-научное направление классов. Также рассматриваю возможность организации отдельных классов спортивной направленности. Школа в перспективе должна изменить структуру участка образования в границах школы № 3, гимназии, лицея и школы № 16.
Несколько другая история со школой в 12 микрорайоне — на 1100 мест. Здесь мы говорим про государственно-частное партнёрство, механизм которого отрабатывается уже, например, в Нижнем Новгороде. Концессионер, хочется верить, что нашёлся. Познакомился с проектом повторного применения, более того, посмотрел в Сормове строящееся здание вживую. Конечно, масштаб и функционал вызывают восхищение, но нужно понимать, что и внимания к нему потребуется больше. Большая школа -это вопрос большого содержания. Здесь в голове держу задачу строительства школы с 25-метровым бассейном. Школа вместе с детским садом на 280 мест, который мы хотим начать строить летом-осенью, должны стать началом нового микрорайона.
— Как продвигается вопрос по замене школы № 3?
— Новое здание на месте школы № 3 по конструктивным особенностям и современным строительным нормам может быть рассчитано максимум на 365-380 мест. Сейчас ведём работу по включению в участок для застройки нефункционирующей котельной, это позволит расширить пришкольную территорию. По передаче здания на проспекте Ленина, 110: завершили согласование документов с федеральным министерством. Наши намерения подтвердились, причём без ущерба для образовательного процесса в филиале ННГУ. Сейчас согласовываем новую форму договора с полными правами на здание на три года, после чего получим возможность летом внести изменения в помещения для приведения в соответствие требованиям пожарной безопасности. Сама школа сейчас сохранена как учреждение по новому юридическому адресу.
— Вы писали о сломавшейся беседке на лыжной базе, указав, что I это гарантийный случай. Но ведь у нас много и другого требует внимания, где гарантии уже нет и руки хозяйской не чувствуется.
— История с беседкой — это мои претензии к подрядчику «Снежинки», и не только про беседку. С текущего года мы дополнительно направим на все благоустроенные территории только на содержание около 25 млн рублей (на содержание общественных пространств, скажем, дендрария, последние 15 лет целенаправленно тратилось 0 рублей. Другие же убирались как бы заодно в рамках общего контракта). Теперь скверы, фонтан, часть парка и часть «Снежинки», площадь Мира и прочие площадки будут выводиться в отдельное содержание с отдельными ответственными. Кроме этого, мы с текущего года выходим на посадку уже 3-4 метровых саженцев в рамках компенсационного озеленения (вместо убранных деревьев), что упростит уход. По этой схеме пойдём в сквере Листьева. Здесь отмечу, что с прошлого года каждый рубль компенсации за срубленное дерево в городе тратится на рубль посаженного растения.
Мы к этому долго шли, в том числе через совместную работу с главами других районов и городов — проблема содержания знакома практически всем муниципалитетам. Это было важно для меня, как председателя Совета муниципальных образований, как главы города. Считаю, что принятое в итоге губернатором Глебом Никитиным решение с точки зрения объёмов финансирования беспрецедентно. Впервые деньги на содержание частично выделяются из областного бюджета. Через отдельную строчку финансирования в бюджете, через определение ответственной организации посредством закупочных процедур мы должны повысить внимание к каждой общественной территории.
— Каждый год хожу на Тихвинское кладбище примерно в одно и то же время. Вот и сейчас была на Радоницу на могилах родных. Хочу сказать, что в этом году было чище, чем раньше, но всё равно от идеала далеко. Почему каждый год на кладбище мусор в таком количестве? Неужели его так сложно вывезти?
— Всё, наверное, возможно. Мусор с территории кладбища регулярно вывозится. Другое дело, что не у всех посещающих есть желание донести его с места уборки до мест складирования. И проблема совсем не в недостатке мусорных контейнеров -бункеров-накопителей ёмкостью 8 кубов стоит 17 штук на двух городских кладбищах. По мере их заполнения служба городского хозяйства направляет заявку в адрес регионального оператора и оплачивает этот объём отдельно от городского. Но вот для меня загадка, почему почти сразу за Тихвинской церковью по диагонали каждый год образуется куча из 20-40 мешков, хотя до двух (!) бункеров по 100 метров в каждую сторону. Традиционное отсутствие планировки захоронений также играет свою роль, зачастую работа техники по вывозу невозможна, так как отдельные граждане действуют по принципу «от себя убрал к дальнему соседу, там мне не видно». И тогда приходится дополнительно искать и нанимать рабочих, которые должны из труднодоступных мест, без техники, вручную перетаскивать всё к местам сбора. Сложно это? Да. И ложится бременем на бюджет. Хотя, казалось бы, лучше на эти деньги помочь с аварийными деревьями разобраться.
Но здесь есть важное изменение в деньгах. Никогда в истории отдельного финансирования на содержание кладбищ не было в нашей области. А это ведь деньги не только на вывоз мусора, но и ремонт дорог, ограды, спил деревьев.
Здесь тоже отдельное спасибо губернатору, который прислушался к нашим предложениям. Впервые в 2022 году по его поручению выделено отдельное финансирование на содержание кладбищ по подавляющему большинству муниципалитетов. В этом году мы получим 1,5 млн рублей только на содержание кладбищ. Для сравнения — в прошлом направляли свои средства 980 тыс. рублей, и тогда были серьёзные подвижки по вывозу мусора (и средств также ранее столько не выделялось никогда). Как итог — в 2021 году вывезли больше 300 тонн. Основная масса — навалы прошлых лет, в том числе в прилеске со стороны 11 микрорайона, общежития, в непроходимом центре. В этом году выйдем на 350 тонн вывоза. Кроме этого, впервые появилась возможность привести в порядок хотя бы частично ограждение на Троицком кладбище.
-Уже не в первый раз слышу, как отправляют гуманитарные грузы из Арзамаса. Куда именно их везут? И где у нас собирают такую помощь? Хочется поучаствовать.
— Из Арзамаса было отправлено уже три машины с вещами и продуктами, которые собирали жители. Люди часто самостоятельно вовлекались в процесс, например, последнюю машину отправили по инициативе предпринимателя Андрея Карчева и руководителя Госветуправления Арзамасского района Владимира Лопарева. К ним подключились и другие неравнодушные горожане из Арзамаса и Сарова. Машины доставляют гуманитарный груз в Крым или Ростов, откуда он перераспределяется в те населённые пункты, которые больше всего нуждаются в гуманитарной помощи. 21 апреля промышленники Нижнего Новгорода и Арзамаса по инициативе Олега Лавричева направили две десятитонные фуры с гуманитарной помощью на Донбасс, в Мариуполь. Дело абсолютно по велению души, и рад, что есть такой отклик. Постоянный сбор проводится на базе местного отделения «Единой России». Думаю, что эта работа надолго.
— Участвовала в обсуждении по Доске почёта в городской библиотеке. Там очень разные мнения о том, какой быть территории. Вас на обсуждении не было. Хочется услышать ваше мнение.
— В обсуждении я не принимаю участия непосредственно для того, чтобы максимально обеспечить свободу мысли и творчества в зале. Традиционно вхожу в перечень экспертов, которые отдельно выражают своё мнение в виде короткого интервью. Мои личные пожелания к территории просты. Территория Вечного огня максимально должна сохранить свою строгость, части территории за стелой «Борцам за Советскую власть» нужно придать какое-то содержание и более ухоженный вид. Важно сохранить и саму надпись, равно как и орден «Знак почёта» -это символы. Артиллерийские орудия по возможности перенести в другое место, так как Вечный огонь превращается в территорию для игр. Водонапорная башня как памятник регионального значения с охранным статусом должна быть раскрыта, площадь для проведения награждений — шире (сегодня мы ютимся на тротуаре по большому счёту). Само будущее башни я не обсуждаю, так как пока не знаю источник финансирования, а говорить о мечтах не привык, хотя этот вопрос на встречах затрагивался. Плюс нужно изменить пешеходную составляющую улицы Карла Маркса и входа в парк таким образом, чтобы она была неразрывной (сместить пешеходный переход или изменить его по согласованию с ГИБДД). И группой товарищей мы рассматриваем возможность строительства нового здания поста № 1 за текущей территорией в качестве обновлённого центра патриотического воспитания, ближе к границе парка на месте бывшего кафе.