Завершается Великий пост и уже в это воскресенье, 24 апреля, весь православный народ будет отмечать праздников Праздник — Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Об истории, традициях и обычаях Пасхи Христовой — в беседе с благочинным города Арзамаса иереем Сергием ДАНИЛОВЫМ.
— Отец Сергий, Пасху отмечали ещё до Рождества Христова. А что тогда означал этот день?
— Ветхозаветная Пасха — это главный иудейский праздник, который совершался в память об исходе евреев из Египта. Бог повелел пророку Моисею идти к фараону и потребовать освободить еврейский народ от рабства. Но фараон не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — десять казней. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев. И вот древнееврейское слово «песах» означает «миновал, прошёл мимо». Оно напоминает о том, что Ангел Господень, уничтожая первенцев Египта, миновал еврейские дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца (ягнёнка).
А вообще, хочу призвать всех читать как можно больше православной литературы. Ведь, по сути, многие из нас очень мало знают про церковные праздники — как возникли, с каким событием связаны, их традиции и обычаи.
— А почему оба праздника носят одинаковое название — Пасха?
— В ветхозаветной Пасхе Господь освободил еврейский народ от египетского плена. А в новозаветной — Иисус Христос совоскресил в себе человеческую природу, освободив нас от греха и смерти. Мы тоже становимся сопричастниками новой, вечной жизни в нашей современной эпохе, которой уже более 2000 лет.
— Существует мнение, что если человек умер в день Воскресения Христова, то мытарства он проходит гораздо легче и попадает в рай. Так ли это?
— Нельзя получить от Бога какой-то бонус или привилегию. Есть ответственность перед Всевышним за свои грехи. Он судит дела, мысли и всё, что исходит от человеческого сердца и разума. Божий суд — нелицеприятный, то есть беспристрастный и справедливый. Господь судит за нашу жизнь, за каждую секунду нашего бытия.
И абсолютно неважно, в какой день человек преставился — в великий праздник, постный либо обычный, будний день. Простой пример: допустим, мужчина, который никогда не ходил в храм, возможно, вёл не совсем благочестивую жизнь, решил отметить со своим другом праздник Пасхи, и, будучи в неадекватном состоянии, был сбит машиной при переходе через дорогу в неположенном месте. Разве можно с уверенностью сказать, что он легче пройдёт мытарства и попадёт в рай? У меня есть большие сомнения по этому поводу.
— На Страстной седмице православные ходят в храм и освящают куличи, яйца. Некоторые приносят для этого ещё и вино, колбасу, мясо. Есть ли какое-то правило или установление, что должно освящаться?
— Наше отношение к церковному богослужению всё чаще становится потребительским. Зачем освящать ту или иную вещь? Ведь это таинство не меняет самого отношения человека к освящаемому предмету. Вот, например, многие просят освятить автомобиль. Естественно, человек планирует повесить туда иконку, крест, но в то же время на подлокотнике у него лежит… пачка сигарет. А какой смысл освящать машину либо жильё, если там будут курить, пить и сквернословить. Да и в принципе, совсем не стоит освящать всё подряд. Есть чудесная пасхальная традиция — освящение куличей и яиц. Но часто и здесь доходит до абсурда. В моей практике был такой случай — женщина принесла для освящения две огромные коробки покрашенных яиц, там было штук, наверное, 300. Я спросил — а куда столько? Она ответила, что ей нужно, чтобы этих яиц хватило до отдания Пасхи (то есть на 40 дней!). Я даже растерялся. Достаточно ведь два-три яичка, чтобы похристосоваться в день Воскресения Господа.
— В последнее время при украшении яиц стали использовать наклейки с христианской символикой (изображение икон, Креста и т.п.). Но ведь потом всё это выкидывают в мусор. А как правильно поступить?
— Мне очень нравится, когда на Пасху изготавливают деревянные сувенирные расписные яички, которыми обмениваются, их приятно и получать, и дарить. Да и стоят они потом в благообразном месте — на полочке рядом с иконами. А вот наклейки с православными сюжетами на пищевых яйцах — это, на мой взгляд, излишне. Лучше украсить яичко какой-то символикой, не носящей религиозный характер — цветочки, птички, красивые орнаменты. Ведь яйца съедают, а скорлупу и всё, что на ней было, выкидывают. Но этого делать нельзя! Наклейки в виде образов Богородицы, Иисуса Христа, Креста необходимо сжигать, и лучше — в специальной печке при храме, то есть в непопираемом ногами месте. Скорлупу освящённого яйца тоже желательно не выбрасывать, лучше закопайте в землю на своей даче или огороде. То же самое касается и календарей, старых бумажных икон. К сожалению, мы очень часто относимся с небрежением к нашим святыням.
— А разве можно освящёнными продуктами играть? Ведь есть даже такие пасхальные конкурсы для детей, когда яйца бросают, катают по полу…
— Порой детские забавы граничат с неразумием. Если вы освятили, то и используйте предмет по назначению. И вообще, нужно пересмотреть своё отношение к продуктам в принципе и относиться к ним бережливее. Например, зачем выпекать огромный кулич? Достаточно сделать небольшой, чтобы сразу его съесть, а не оставлять его засыхать, чтобы потом выкинуть. Ещё раз повторюсь — к святыням нужно относиться с любовью и очень трепетно.
— На Светлой седмице любой желающий может позвонить в колокола. В этом году это будет возможно?
— В каждом храме, где есть колокола, любой желающий может подняться на колокольню и, ударив в благовест, возвестить радость Воскресения Христова. Конечно, когда храм открыт. То есть после литургии и до вечерней службы в течение всей Светлой седмицы. В каждом приходе будет назначен ответственный человек, чтобы следить за порядком и, возможно, даже научит, как правильно это делать.
— Расскажите, пожалуйста, а как вы будете праздновать Пасху? В кругу семьи?
— Сейчас я отделён расстоянием от своих близких, в этом году поздравлю их только по телефону. В течение всей праздничной недели мы служим каждый день, при открытых Царских вратах. Священник в эти дни должен нести радость, в первую очередь, своим прихожанам, исполнять своё служение, к которому он призван. А ещё в День Светлой Пасхи ежегодно в Нижнем Новгороде проводится Крестный ход, который возглавляет владыка Георгий с преосвященными епископами нашей митрополии. Принять участие в нём может каждый желающий. И я обязательно буду там. А вот после Светлой седмицы мы всей семьёй обязательно выберем время и соберёмся вместе, чтобы отпраздновать это великое Торжество.
— Отец Сергий, есть ли какой-то способ определить, действительно ли я — искренне верующий человек?
— Веру ничем не измерить. Её никогда не хватает. Ни ребёнку, ни взрослому. Веры не может быть много. И если мы это осознаём, то принимаем её как дар и с Божией помощью поливаем, удобряем и растим в себе. Замечательно сказал апостол Павел: «Вера — есть уверенность в невидимом, как в видимом, и в желаемом и ожидаемом, как в настоящем». Вера в Бога — она либо есть, либо её нет.
— Недавно мы опубликовали социсследование, в котором выяснилось, что 70% россиян считают себя православными. Однако лишь крохотная часть из них соблюдают посты, исповедуются, причащаются, а в храм приходят только, например, для освящения пасхальной продукции. А как таким людям провести этот день? Что вы посоветуете?
— Хорошо уже то, что человек пришёл в храм, пусть даже только для того, чтобы освятить кулич и яйца. Ведь Господь может управить так, что в его лице Церковь приобретёт замечательного христианина. А мы, священники, поможем ему в этом. Например, на проповеди расскажем о празднике Пасхи, и пусть только лишь до одного человеческого сердца коснутся наши слова. Это значит, что наш труд очень важный и нужный, и мы не зря посвятили свою жизнь этой стезе.