Праздник Преображения Господня – двунадесятый, всегда совершается 19 августа, пока идёт Успенский пост.
Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака:
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто–то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по–старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
В народном же календаре он именуется Вторым или Яблочным Спасом. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.
СОБЫТИЕ И СМЫСЛ
Преображение – одно из важнейших событий евангельской истории, произошедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа: «…Иисус, взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошёл на гору помолиться. И во время молитвы лицо его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло ему совершить в Иерусалиме. А Пётр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть его, Пётр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для тебя, один для Моисея и один для Илии!»… Появилось облако и накрыло их своей тенью… Раздался голос, сказавший: «Это есть Сын мой избранный, его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели».
Исторический и богословский смысл этого важного эпизода ясен. Господь приоткрыл апостолам завесу будущего и явил себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, а победа и слава, увенчанные Воскресением.
ТРИ СПАСА
На Руси этот день повсюду считается праздником урожая и плодов земных. Но так как ко дню 6–го августа далеко ещё не все плоды поспевают (иные же поспевают ранее), то крестьяне из одного праздника сделали три и повсеместно праздновали первого Спаса (1 августа ст. ст.), второго Спаса (6 августа ст. ст.) и третьего Спаса (16 августа ст. ст.). Первый Спас (1 августа по ст.ст., 14 августа по н.ст.) всюду называется «Медовым» или «Мокрым». Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу пчеловоды второй раз подрезывали ульи с мёдом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителев». «Мокрым» же он назывался потому, что в этот день совершался крестный ход на реки и источники для водоосвящения.
Второй Спас (6 августа по ст.ст., 19 августа по н.ст.) почти повсеместно называется «Яблочным», так как с этого времени разрешается есть садовые плоды и огородные овощи. В этот день вся паперть в приходских церквах заставлялась столами, на которых были навалены горы гороха, картофеля, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя, яблок и прочего. Все эти плоды урожая священник благословлял после обедни и читал над ними молитву, за что благодарные прихожане ссыпали ему в особые корзины так называемые «начатки», т. е. понемногу от каждого сорта принесённых плодов.
Третий Спас (16 августа по ст.ст., 29 августа по н.ст.) празднуется в честь Нерукотворенного образа. Крестьяне его называли «Спас на полотне» или «Ореховый». Первое название указывает на саму идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона), а последнее – дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех.
На фото: Серафима и Андрей Селивановы на станции юных натуралистов.