В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность, так как число дошкольников с речевыми расстройствами постоянно возрастает. Скорректировать эти отклонения поможет логопед. Рассказать о многогранной и интересной профессии, сочетающей в себе мудрость педагогики и прозорливость психологии, мы попросили Наталью Лихачёву, логопеда высшей категории детсада № 50.
У каждого человека своя история профессионального роста, и Наталья Николаевна не исключение. Первые шаги в педагогической деятельности она начала в 1990 году, и вот уже 30 лет применяет свой опыт и знания, работая с детьми с различными формами речевых расстройств.
— К сожалению, уже не редкость встретить четырёхлетнего ребёнка, который только всё показывает или разговаривает на «своём» языке. Между тем речь относится к высшим психическим функциям, и если она не развивается, то не развиваются и другие психические функции, такие как мышление, память, восприятие, — считает педагог. — Усвоение речи в дошкольном возрасте — необходимое условие для более успешной, яркой и насыщенной будущей жизни маленького человека, от этого зависит насколько он будет готов к общению в новой обстановке вне детского сада.
Основа педагогической деятельности Натальи Лихачёвой — индивидуальный подход к каждому ребёнку, имеющему речевые отклонения. Она уверена, что детей надо любить такими, какие они есть; воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки; хвалить, поощрять, создавать положительную атмосферу вокруг каждого ребёнка, верить в его возможности.
Процесс коррекции труден и длителен, поэтому важно создать оптимальные условия для развития детей с речевыми расстройствами.
Разнообразие речевых нарушений разной степени сложности ставят педагога перед необходимостью постоянно быть в поиске нестандартных методов, способов и приёмов коррекционного воздействия на каждого ребёнка. В своей логопедической практике Наталья Николаевна смело использует приёмы инновационных технологий: Су-Джок терапии, биоэнергопластики, мнемотехники, кинезиологии, современные образовательные и информационно-коммуникативные технологии. Также она включает в логопедические занятия упражнения с применением авторских дидактических и компьютерных игр, которые представлены в разработанном ею пособии «Занимательные игры по коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи».
Наталья Лихачёва входит в состав рабочей группы, осуществляющей работу методического центра по речевому развитию воспитанников групп компенсирующей направленности г. Арзамаса. В рамках его работы на базе детского сада № 50 проходит городской интеллектуальный конкурс среди детей старшего дошкольного возраста «Юный эрудит». Её воспитанники являются активными участниками и победителями этого состязания.
Для того, чтобы ребёнок достиг успеха, важно содружество педагога и родителей. Достижению более высоких результатов с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, способствует эффективная работа всех специалистов дошкольного учреждения.
Наталья Лихачёва является победителем регионального этапа II Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Лучший профессионал образовательной организации», а также победителем городских конкурсов «К вершинам профессионального мастерства», «Лучшая дизайнерская находка в оформлении дошкольной образовательной организации».