РАЗГОВОР С ДИРЕКТОРОМ АРЗАМАССКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ВЛАДИМИРОМ ГЛЕБОВЫМ — О ТОМ, КАК ВУЗУ УДАЁТСЯ ИДТИ В НОГУ С НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ И ДАЖЕ ЗАГЛЯДЫВАТЬ В БУДУЩЕЕ.
— Владимир Владимирович, какие направления научно-технологического развития сейчас являются наиболее перспективными?
— Арзамасский политехнический институт является структурным подразделением Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева — опорного вуза региона. Институт сегодня — научно-образовательная организация, а это значит, что проведение научных исследований позволяет нам осуществлять актуальный образовательный процесс, который строится на самых перспективных, в том числе и цифровых технологиях.
В нашей стране реализуется национальная программа «Цифровая экономика», развиваются IT и цифровые технологии. Сегодня они востребованы в бизнесе, производстве, медицине, образовании, словом, во всех сферах жизни общества. Специалистов для этих областей обучают у нас на направлениях подготовки «Прикладная математика», «Информационные системы и технологии», «Конструирование и технология электронных средств».
Кроме названных, приоритетными являются реализуемые в АПИ направления подготовки «Приборостроение» и «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».
— Ведутся ли в институте фундаментальные и прикладные научные исследования?
— В нашем коллективе трудятся учёные, результаты работы которых высоко ценятся на российском и мировом уровне. Это научная школа доктора физико-математических наук, профессора Павла Владимировича Пашина «Управление сложными системами в условиях неопределённости». Группа учёных этой научной школы ведёт исследования в рамках инициативного сотрудничества с учёными из университета Николая Коперника (Торунь, Польша), Зеленогурского университета (Зелена Гура, Польша), университета Саутгемптона (Великобритания).
Научный коллектив школы более полутора десятков лет получает гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского научного фонда на проведение научных работ. В настоящее время по гранту РФФИ реализуется проект «Стохастическое управление с интерактивным обучением простыми и сетевыми системами». Результаты могут найти эффективное применение в управлении роботами, в промышленных конвейерных системах, в индустрии наносистем, в медицине, в транспортных системах и других областях науки и техники.
В институте ведутся и прикладные исследования. Хорошим примером этого являются научные работы, проводимые доктором технических наук, профессором Николаем Петровичем Ямпуриным. Он участвует в проекте, связанным с обеспечением получения сигнала о состоянии буровых скважин при освоении Крайнего Севера. Одной из текущих задач, решаемой коллективом учёных под руководством Н.П. Ямпурина, является повы-
шение качества изделий авиационной техники с использованием технологии APQP (перспективное планирование качества продукции).
— Престиж вуза во многом зависит от партнёрских отношений. Как институт развивается в этом направлении?
— Мы тесно взаимодействуем с предприятиями города. Нашими стратегическими партнёрами являются АО «АПЗ им. П.И. Пландина, ПАО «АНПП «Темп-Авиа», ОАО «Рикор Электронике», АО «ЭМЗ» им. В.М. Мясищева, ОАО «Арзамасский завод «Легмаш». Проводя совместные хоздоговорные работы, мы стараемся находить с предприятиями точки соприкосновения для того, чтобы идеи наших исследователей были внедрены в производственный процесс.
В настоящее время, кроме обозначенных, активно ведётся работа с предприятиями «Автопровод», «Старт», «Транспневматика» (г. Первомайск). Нашей задачей является расширение этого списка. АПИ НГТУ — член ассоциации промышленников и предпринимателей города, поэтому мы в курсе производственной проблематики арзамасских предприятий.
Предприятия всегда оказывали, и мы надеемся, что и в дальнейшем будут оказывать помощь в совершенствовании материально-технической базы института, за это им огромная благодарность. Один из последних примеров — создание лаборатории «Управление робототехническими системами» при содействии предприятия «Рикор Электронике». В лаборатории школьники и учащиеся техникумов (надеемся, наши будущие студенты) выполняют разработку проектов по техническим заданиям конструкторских бюро завода.
Повышение эффективности научно-исследовательской работы мы видим и в сотрудничестве с администрацией нашего города, которая рассматривает Арзамасский политехнический институт как возможного участника реализации проекта «Умный город». Сейчас мы ведём активный обмен мнениями о том, как эта система может быть реализована с помощью наших учёных и преподавателей. Думаем, она должна быть авторской, а не приобретённой на стороне, так как создаётся для города, в котором мы живём. Институт обладает мощным потенциалом для работы в направлении IT и цифровых технологий, это и студенческий ресурс — десятки начинающих исследователей, готовых реализовать свой потенциал в новых перспективных проектах. Кроме того, сейчас уже понятно: чтобы специалисты в городе закрепились, их надо привязывать к конкретным городским делам.
— Современные студенты стремятся идти в науку?
— Со своей стороны институт создаёт все условия для приобщения студентов к науке. Под руководством преподавателей они выполняют исследования при подготовке курсовых, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, публикуются в научных журналах, участвуют в конкурсах, на которых во многих случаях завоевывают награды. Причём тематика работ даётся не просто для проверки знаний, а привязывается к решению актуальных для предприятий вопросов. Это так называемое проектно-ориентированное обучение, и в нашем вузе оно активно реализуется. Студенты вместе с научным руководителем от института и привлечением куратора со стороны предприятия стараются решить конкретную производственную задачу. Такая работа опробована с АПЗ, где ещё в 2015 году организована базовая кафедра «Инновационные промышленные технологии», призванная ещё больше сблизить учебный процесс с наукоёмким производством. В настоящее время на кафедре создано молодёжное проектно-конструкторское бюро, с целью привлечения студентов к участию в хоздоговорных НИОКР. Безусловно, хотелось бы транслировать этот опыт и на другие предприятия.
— Одним из важных направлений деятельности института является работа со школьниками города. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— В нашем институте с 2018 года существует Центр довузовской подготовки и профориентации (ЦДПиП). Рабочая группа центра ведёт профориентационную деятельность, объясняя школьникам, чему и зачем можно научиться в Арзамасском политехническом институте. Мы охватываем этой работой все школы города и района, организуем выездные мероприятия в Первомайске, Шатках, Ардатове, Кулебаках — по всему югу области, проводим дни открытых дверей, олимпиады и конкурсы. Кроме того, нюансы правил приёма меняются ежегодно, их мы тоже разъясняем абитуриентам.
Одним из важных направлений профориентационной работы является Центр свободного доступа для научно-технического творчества школьников, в рамках которого проводятся образовательные экскурсии и мастер-классы по таким программам как «Робототехника», «Оптоволоконные сети передачи информации», «Компьютерное моделирование в машиностроении», «3D печать» и другие. В Центре школьники могут попробовать себя в различных направлениях деятельности инженера. Подобные мероприятия существенно дополняют и расширяют знания учащихся о каком-либо техническом или естественно-научном процессе, помогают глубже понять закономерности их протекания, активизируют познавательную деятельность, помогают определиться с выбором будущей профессии. Тем более что количество бюджетных мест в институте в 2020 году выросло на 40% по сравнению с предыдущим годом. Это, конечно же, говорит о востребованности специальностей, которые предлагает Арзамасский политехнический институт.
— Институт является площадкой для проведения научных конференций?
— У нас ежегодно проходят две всероссийские конференции. Это традиционная «Наука молодых», которую мы проводим совместно с АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, и «Социально-экономические и технические проблемы оборонно-промышленного комплекса России: история, реальность, инновации». В них принимают участие студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели российских вузов и образовательных организаций ближнего зарубежья. Кроме того, ежегодно на выпускающих кафедрах проходят студенческие научно-технические конференции, где доклады студентов заслушивают учёные и производственники и дают свои рекомендации. Основная задача таких мероприятий — вовлечение в науку студенческой молодёжи, возбуждение в ней интереса к новым знаниям, выходящим за рамки образовательных программ.
— На популярность вуза у абитуриентов во многом влияют перспективы трудоустройства. Каковы они у выпускников АПИ?
— Диплом НГТУ им. Р.Е. Алексеева даёт прекрасные перспективы, и это касается всех направлений подготовки. АПИ — главный источник инженерных кадров не только для арзамасских предприятий. Выпускники института успешно работают на многих производственных и научных площадках страны. Так, в Российском федеральном ядерном центре (г. Сэров) и на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М. Мясищева (г. Жуковский) трудятся около сотни наших выпускников. В IT—фирмах «MERA» и «Теком» (Нижний Новгород) десятки успешных инженеров, ведущих специалистов и руководителей имеют дипломы НГТУ, полученные в Арзамасском политехническом институте.
Мы гордимся тем, что наши кадры работают на крупнейших промышленных предприятиях Нижегородского региона и за его пределами, в организациях малого и среднего бизнеса, IT- и телекоммуникационных компаниях — трудно перечислить все сферы деятельности выпускников нашего института.
— Ваши пожелания российским учёным, в том числе и молодёжи?
— Желаю коллегам востребованности результатов их труда, дальнейших успехов в научном процессе. А молодым учёным желаю достойно развивать то, что заложено их предшественниками, реализовать новые смелые идеи, проекты, разработки.