Внимание! Началась подписная кампания

Ее можно оформить во всех отделениях почтовой связи города и района. Подписная цена: на 6 мес.- 504,54 руб., для ветеранов войны и инвалидов 1 и 2 группы- 440,82 руб., на 1 месяц 84, 09 руб.

Зримые вехи нашей истории

Зримые вехи нашей истории

– …Сам удивляюсь, как все–таки мне повезло: не всякому скульп-тору в маленьком городе удается наставить столько памятников, – отшучивается Михаил Михайлович Лимонов, когда его начинают расспрашивать о подробностях его творческого пути. А путь этот действительно ярок и масштабен для такого города, как Арзамас.

Не нашедший места в городе памятник Алене Арзамасской, 1978 г.

Зримые вехи нашей истории

– …Сам удивляюсь, как все–таки мне повезло: не всякому скульп-тору в маленьком городе удается наставить столько памятников, – отшучивается Михаил Михайлович Лимонов, когда его начинают расспрашивать о подробностях его творческого пути. А путь этот действительно ярок и масштабен для такого города, как Арзамас.

Родился будущий скульптор в 1939 году в деревне Булдаково, рано пристрастился к занятиям искусством. В то время, когда его сверстники, как говорится, «собак гоняли», он рисовал, ставил опыты над глиной: раскапывал по берегу реки, искал пластичную, из которой легче лепить, чтобы содержала меньше песка и фигурки не рассыпались, обжигал в костре. Пошел в школу, окончил семь классов. Родители отправили его к родственникам в Арзамас, где он некоторое время учился в школе №1 и в художественной школе.

Лимонов создал самый крупный в городе памятник – монумент Славы Арзамасского комсомола, 1976 г.

До армии работал в колхозе «Заря» на лошади водовозом, молотобойцем в колхозной кузнице. Окончил курсы шоферов при военкомате, а в конце 1958–го ушел в армию. На службе работал три года художником  в сибирском городе Ангарске. После армии Михаил остался художником на предприятии «Востокэнергомонтаж». Именно в Ангарске познакомился со Светланой, работавшей в дет-ском саду по распределению после педучилища. В 1962 году пара поженилась.

В свободное время Михаил занимался лепкой, участвовал в выставке самодеятельных художников Ангарска. В 1963 году родилась дочь Марина. Светлана Николаевна создавала мужу условия для творчества: именно она настояла на том, чтобы Михаил Михайлович стал профессионально учиться, сдал экзамены в Пензенское художественное училище им. К. Савицкого на скульптурное отделение. Тогда из всех поступающих он единственный получил отлично по скульптуре. Светлана Николаевна приехала к нему в Пензу, работала воспитателем, и в течение пяти лет они жили на съемной квартире.

После окончания училища на распределении ему предложили несколько городов на выбор, но Михаил Михайлович вернулся в Арзамас, чтобы быть поближе к родителям. Поступил работать на комбинат коммунальных предприятий «гравером–каменотесом по надгробным памятникам», там время от времени создавал памятники для города, например, бюст А. Горького, который теперь стоит в одноименном сквере. Семья Лимоновых получила квартиру на улице Ступина, окнами на заросший кленами сквер (здесь когда–то стояла церковь). Горисполком вскоре принял решение увековечить имя вождя мировой революции Карла Маркса, в честь которого была названа улица, и воздвигнуть ему постамент именно в этом сквере! В 1970 году памятник работы Лимонова установили, посадили там елочки и пирамидальные тополя. После этого им создано множество скульп-турных портретов и памятников, среди которых: бюстики Гайдара, Высоцкого, Пушкина; памятник Куликову для Выездновской школы. В течение двух с половиной лет  скульптор трудился над памятником Алене Арзамасской.

С 1980 г. работал в детской художественной школе преподавателем лепки сначала по совместительству, затем – на постоянной основе. В свободное от занятий время создал крупнейшие свои произведения: в 1990–м – памятник умершим от ран в Арзамасском госпитале (установлен на Тихвинском кладбище); в 1995–м – бюст герою А. Фадину; в 1999–м – мемориальную плиту корреспонденту и радиоведущему С. Кирилюку, директору завода НИИСУ
И. Тутикову, краеведу и Почетному гражданину города Н. Щеголькову. В 2000–м – бюст К. Жукова, в 2000–2002 гг.– памятник погибшим в локальных войнах. Многочисленны скульптурные портреты друзей, коллег, родных. Занимался скульптор и керамикой.

В этот период времени у него было хобби: конструировал и строил парусные лодки, катамараны, тримараны, виндсерфинги, а также активно испытывал все построенные виды судов с семьей и друзьями – счастливое и веселое было время. Михаил Михайлович благодарен своей жене: «Если бы не Светлана, я не имел бы того, что имею, она всегда держала тыл, одобряла и поощряла все мои занятия…» К сожалению, Светлана Николаевна Лимонова рано – в 65 лет – ушла из жизни, и все, кто ее знал, как бы осиротели… Она была прекрасным человеком: солнечным, теплым, позитивным.

С 2003 года Михаил Михайлович выходит «на всероссийскую орбиту». Работает для Москвы – барельеф молодого Пушкина, композиционный портрет Гастелло, портрет профессора С. Иванова (центр образования им. Пушкина в Сокольниках). В 2004 году – памятник председателю Всероссийского общества инвалидов–участников войн в Афганистане и Чечне М. Лиходею в бетоне и меди (установлен в Рузе в профилактории общества инвалидов–участников войн). В  2005–м – конь в натуральную величину для Поклонной горы из гипса; в 2006–2008 гг. – работа над памятником участникам локальных войн для Сарова.

Заслуженный работник культуры РФ, награжденный знаком «За любовь к родному городу», М. Лимонов – автор подавляющего большинства арзамасских монументов.

Востребован скульптор и в Арзамасе: ему заказывали портрет Чкалова для школы № 3, бюст И. Склярова для библиотеки–филиала № 8, бюст первого директора музыкальной школы № 1 М. Бутаковой, памятник–бюст директору АПЗ Ю. Старцеву. Во время вынужденного простоя (например, в долгие зимы) Михаил Михайлович  пишет портреты знакомых, членов семьи, иконы. А недавно с живописным портретом своего отца – Михаила Максимовича Лимонова – он принял участие в шествии Бессмертного полка.

А. КОРНИЛОВА, коллега скульптора по художественной школе.

Фото Б. Тюрина.

P.S. Эта публикация – сокращенный вариант вступительной статьи «Необыкновенная биография в обыкновенное время» к альбому о творчестве М. Лимонова, составленному автором.

Статьи по теме

Наше местоположение