Внимание!

Началась подписка на газету "Арзамасские новости" на I полугодие 2020 г. Оформление во всех отделениях почтовой связи города и района. Подписная цена на 6 мес. - 541,98 руб., для ветеранов войны и инвалидов 1 и 2 групп - 446,82 руб.

Высшему образованию в Арзамасе - 85 лет!

Высшему образованию в Арзамасе - 85 лет!

Л. Стешина

БУДУЩЕЕ СТРАНЫ РЕШАЕТСЯ ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ И У ШКОЛЬНОЙ ДОСКИ.

Высшему образованию в Арзамасе - 85 лет!

БУДУЩЕЕ СТРАНЫ РЕШАЕТСЯ ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ И У ШКОЛЬНОЙ ДОСКИ.

Арзамасский филиал Нижегородского национального государственного университета им. НМ. Лобачевского - одно из крупнейших образовательных учреждений региона.
В преддверии знаменательного события на вопросы отвечает гость нашей редакции - директор филиала Сергей Пяткин.

- Сергей Николаевич, в чём сегодня основная задача Арзамасского филиала ННГУ?

- Самая главная задача любого образовательного учреждения - работать на профильный рынок труда, то есть выпускать специалиста в ту сферу, по которой он получил образование. Основная сфера нашей деятельности - подготовка педагогических кадров. Общество заинтересовано в новом учителе, который отчётливо видит цель и смысл своей деятельности, ориентирован на реализацию идей опережающего образования, на творческое преобразование себя и обучающихся. И мы стремимся готовить именно таких педагогов. В практике сегодняшнего образовательного процесса ключевую роль играет личностная мотивация студента к обретению профессиональных знаний. Поэтому развитие и укрепление этой мотивации - одна из главных целей в работе современного вузовского педагога. Вместе с тем, учитель должен быть личностью, носителем нравственных идеалов, примером доброты, чуткости, справедливости, патриотизма. И подготовка учителя, равно как и его самостоятельная профессиональная деятельность, не может ни де-юре, ни де-факто связываться со сферой оказания услуг.

- Какова материально-техническая база, отвечает ли она современным требованиям?

- На переоборудование и создание новых площадок, которые соответствуют самым высоким требованиям, мы направляем внебюджетные средства. В частности, сделана новая химическая лаборатория, полностью переоснащены два кабинета физики. В рамках федерального проекта «Учитель будущего» на базе нашего вуза через несколько дней будет открыт центр непрерывного повышения профмастерства педагогических работников. А это семь аудиторий, капитально отремонтированных, оснащённых, как говорится, по последнему слову науки и техники, которые мы сможем использовать и в основной образовательной деятельности. Полагаю, что такая материально-техническая база в совокупности с инновационными методиками и технологиями, которыми владеют наши педагоги, станет твёрдым залогом более качественной подготовки будущих учителей, психологов, социальных педагогов.

- В чём вы видите привлекательные стороны Арзамасского филиала ННГУ для абитуриентов?

- Думаю, их несколько. Первая - это удачное расположение. Арзамас - добрая тихая провинция, где очень комфортно жить, учиться, заниматься научно-исследовательской работой. Уверен, вопросы безопасности детей для родителей находятся не на последнем месте. Вторая - семейная обстановка в нашем вузе. Для нас важен каждый студент как личность, мы не называем студентов безликим обобщающим словом «студенчество». За каждого переживаем и несём ответственность и даже собираем родительские собрания, как в школе. Работает у нас психологопедагогическая служба, специалисты которой консультируют студента в случае несчастной любви, неподъёмного учебного ритма или страха перед экзаменом либо преподавателем. Третья - это качество обучения. В нашей системе преподавания сочетаются классические традиции и всевозможные, прежде всего, цифровые инновации. Четвёртая -развитая инфраструктура вуза. В распоряжении студентов - пять общежитий, санаторий-профилакторий, автошкола, фитнес-зал, база отдыха «Сосновая роща»... Ну и заключительная - большие возможности для личностного роста студентов. У нас развиты спорт, культура, наука, волонтёрское движение; студенты могут проявить себя на олимпиадах и в конкурсах, выступают на конференциях наряду с маститыми учёными и в России, и за рубежом, участвуют в создании инновационных проектов.

- Какие традиции высшего образования сохраняются - уже после того, как вуз стал филиалом ННГУ?

- Помимо «учительских» программ у нас успешно реализуются и другие: психология, туризм, социальная работа, прикладная информатика, юриспруденция, экономика, но скрепляющая линия всей нашей деятельности, нашего коллективного сознания - педагогическое образование. А его непреходящее значение - в фундаментальной основе профессиональных знаний, которые у творческой личности обретают актуальные практические решения.

Арзамасский филиал ННГУ сегодня - это 400 преподавателей и сотрудников, б факультетов, 14 кафедр.

Отделение СПО - Политехнический колледж им. В.А. Новикова.

Развитая инфраструктура: 5 учебных корпусов и столько же общежитий, 3 столовых, 4 спортивных зала, санаторий-профилакторий, загородная база отдыха, автошкола.

Арзамасский филиал ННГУ - это 58 программ высшего и 8 - среднего профессионального образования, 4500 студентов, в том числе и иностранных.


"Благодарю ветеранов нашего вуза и низко кланяюсь им. Сердечная благодарность за то, что, вкладывая себя без остатка в образование и воспитание молодёжи, они своим примером заложили те традиции, что дают нам теперь свободно жить, работать и не бояться никаких трудностей. Если приходит новое поколение студентов, если учебное заведение полноценно живёт, значит много сердца, много души, опыта, знаний вложено именно этими людьми в родное дело. И нам, работающим сегодня, нужно стараться, чтобы соответствовать их высокому образцу педагога высшей школы. Поздравляю студентов, которые обучаются и которые стали нашими выпускниками, хочется верить, что они с благодарностью вспоминают вуз и годы, проведённые здесь, и тех, кто их учил. А приобретённые знания пригодились им в жизни, сделали их по-настоящему счастливыми людьми".

 

Истоки
В начале августа 1934 года был объявлен первый приём на три отделения Арзамасского краевого двухгодичного учительского института: физико-математическое, историко-обществоведческое и географическое. Первые 122 студента перешагнули его порог уже через два месяца - 1 октября. Директором был назначен Павел Иванович Смирнов. Институт расположился в здании бывшего реального училища (ул. Советской).

В числе первых преподавателей были Н.А. Ботников, Н.П. Быков, Б.Н. Фирфаров, И.И. Титов, П.Н. Лебедев, В.Н. Костяков, профессор истории А.Н. Грен, швед по национальности, дворянин, окончивший Петербургский университет. Работу на географическом отделении возглавил доцент В.Г. Гниловский, на физико-математическом - доцент Д.С. Морашко.

С 27 августа 1935 г. по 2 июля 1938 г. институт возглавлял А.А. Яковлев. 10 августа 1935 года институт «переехал» и получил постоянную прописку на ул. К. Маркса, где и располагается в настоящее время. 4 июля 1936 г. состоялся первый выпуск Арзамасского учительского института. Всего его окончил 71 человек.

На долю коллектива учительского института выпала окончательная ликвидация неграмотности в Арзамасе и районе. В июле 1938 г. у руля встал П.Ф. Смирнов. Период его руководства отмечен началом планомерной научной работы. Преподаватели закреплялись за крупными научными учреждениями страны для подготовки к защите диссертаций.

С 1 сентября 1940 г. по постановлению правительства была введена обязательная плата за обучение. Многие студенты были отчислены «по материальному положению».

ШЛИ ЭКЗАМЕНЫ

22 июня 1941 г. началась война. В этот год институт окончили 148 человек (19 - с отличием). Многие студенты сразу после экзаменов отправились на призывные пункты. В армию были призваны и преподаватели, но педагогическая работа в институте продолжалась. В период с 22 декабря 1942 г. по 5 февраля 1946 г. институт возглавлял В.Г. Арсеньев. Плата за обучение была отменена, поэтому желающих было вполне достаточно. В то же время в августе 1941 г. на дневное отделение было зачислено всего 34 человека, причём без вступительных экзаменов. 1 сентября 1941 г. начались занятия. В этот день в штате числилось 22 преподавателя. В основном функционировало заочное отделение. С начала войны в здании института размещалось Арзамасское педучилище, базовая школа им. Ворошилова и курсы медсестёр. Несмотря на целый ряд трудностей, ритм учебной жизни института не нарушался ни на один день. За годы войны он выпустил 312 учителей, 28 из них окончили с отличием.

ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Этот период истории Арзамасского учительского института - особый. С окончанием войны учебное заведение претерпело серьёзное реформирование, которое завершилось в 1952 г. преобразованием учительского института в педагогический. Директором АГПИ был назначен Иван Николаевич Фе-шин. В декабре 1954 г. в АГПИ основано научное студенческое общество. Важное место в жизни студентов и всего вуза занимала стенная печать. В 1959 г., в связи с 25-летним юбилеем АГПИ и 42-ой годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции, в институте была учреждена Книга почёта, в которую вносились фамилии преподавателей и сотрудников за долголетнюю и безупречную работу в вузе.

ВЕХИ ИСТОРИИ

В сентябре 1959 года директором (с 1960 г. - ректором) становится Евгений Васильевич Воробьёв, который возглавлял АГПИ им. А.П. Гайдара без малого 30 лет. С его именем связывают начало расцвета науки и высшего педагогического образования в Арзамасе. Это была яркая, масштабная и разносторонняя личность, о которой с уважением, благодарностью и любовью вспоминает не одно поколение преподавателей и студентов. С приходом Е.В. Воробьёва значительно усилилась материально-техническая база, укрепился кадровый потенциал института.

26 августа 1966 г, АГПИ присвоено имя А. П. Гайдара.

С 1987 г. учебное заведение возглавил Герман Васильевич Борисов, который сохранил преемственность в развитии материально-учебной базы института, наращивании внутреннего потенциала вуза. 16 мая 1987 г. при Арзамасском государственном педагогическом институте открылась научно-практическая лаборатория дидактики сельской школы, руководителем которой стал заслуженный работник высшей школы РФ Михаил Иванович Зайкин.

В 1996 г. ректором АГПИ избран Евгений Павлович Титков. За период его работы институт не только сохранил, но и приумножил традиции классического образования высшей школы в подготовке учителей, в первую очередь сельских школ. В1996 году в институте был создан издательский центр, который и по настоящее время ведёт работу, не знающую аналогов в Нижегородской области. Ежегодно издаётся от 80 до 100 наименований книг, учебных пособий, монографий.

В октябре 1999 г., в связи 65-летием института, в знак признания выдающихся заслуг, вузу была вручена высшая награда Нижегородской области - Штандарт губернатора - «за исключительную роль института в развитии народного образования, педагогической науки не только в России, а также развития агропромышленного комплекса всей области».

В феврале 2012 г, приказом министерства образования и науки РФ Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара был реорганизован в форме его присоединения к Нижегородскому государственному университету им. Н.И. Лобачевского. Тем самым арзамасские педагоги влились в университетское сообщество, а сам Арзамасский филиал занял особое место в структуре университета: в отличие от других филиалов, он закрепил за собой педагогическую составляющую в рамках ННГУ.

На сегодняшний день Арзамасский филиал ННГУ, с 2015 г. возглавляемый выпускником АГПИ им. А.П. Гайдара, доктором филологических наук С.Н. Пяткиным - это динамично развивающаяся образовательная структура, играющая роль высококвалифицированной научно-образовательной среды Нижегородской области.

Статьи по теме

Наше местоположение