Вся история в танце

Вся история в танце

В прошедшую субботу в зале центра организации досуга «Молодежный» проходил открытый бесплатный мастер–класс преподавателя исторических танцев из Нижнего Новгорода А. Господчикова.

Мастер–класс А. Господчикова (третий справа) в «Молодежном». Фото А. Михельсон

Вся история в танце

В прошедшую субботу в зале центра организации досуга «Молодежный» проходил открытый бесплатный мастер–класс преподавателя исторических танцев из Нижнего Новгорода А. Господчикова.

– И раз, и два, и три, и четыре! Делаем балансэ! Собираемся в променад! Траверсэ! – казалось, это возгласы месье репетитора где–нибудь в благородном пансионе… На самом деле это участники клуба рекон-струкции исторического танца «Возрождение» (рук. О. Гусева) постигали тонкости бальных танцев XIX века под руководством опытного и уже именитого наставника. Андрей возглавляет нижегородский клуб «КРИТ», еженедельно дает в родном городе открытые уроки. На один из таких уроков попала С. Рыжова из «Возрождения» и поняла – арзамасцам нужна консультация такого специалиста!

Сам А. Господчиков серьезно занимается историческими танцами около десяти лет, причем знает о них практически все – все, что можно узнать, ибо за давностью лет доволь-ствоваться приходится лишь литературными источниками.

– Описание кадрили, которую мы танцевали сейчас, я взял из книги, изданной в Эдинбурге, в Шотландии, в 1822 году, – рассказывает Андрей. – Автор книги утверждает, что так эту кадриль изучали в то время во Франции. При этом есть и другие авторы, которые пишут примерно то же самое, – тот же стиль, та же схема танца с некоторыми нюансами. Сохранилась мемуаристика, где зафиксировано общее впечатление от этих танцев. Все сходится, – значит, мы танцуем правильно! А поскольку видео тогда не было, то движение к исторической правде практически бесконечно.

Что касается французских терминов, то это один из основополагающих моментов исторического танца той эпохи, ведь Франция была законодательницей мод, в том числе и в бальных танцах. Такие термины в Европе использовали все, кто писал об этом. В России также издавались учебники танцев, и некоторые авторы пытались ввести русские термины, но в итоге успеха эти попытки не имели. Об этом и многом другом поведал нам и своим ученикам на мастер–классе А. Господчиков – настоящий кладезь исторических сведений об этом предмете. Имена, даты, события, географические названия… Вот что значит по–настоящему увлеченный человек! А между тем это для него хобби, работает он в службе технической поддержки одной из компаний.

Его интересуют любые исторические танцы, которые зафиксированы в литературных источниках начиная с XV века и до 1914 года. «Понять исторический танец можно, только глубоко погрузившись в контекст, в котором он существовал», – считает Андрей. По его словам, в России, и особенно в Москве, много коллективов, которые занимаются историческими танцами, и практически в каждые выходные можно найти себе бал. Он может быть более историчным или более осовремененным, по исторической эпохе или даже по литературному произведению.

Французская кадриль, англий-ский ампирный вальс, контрадансы, котильон… Век девятнадцатый с его бальной культурой исключительно притягателен для участников клуба «Возрождение». А площадкой для второго дня обучения стал танцкласс городского дома культуры.

Статьи по теме

Наше местоположение