Вместе всегда интереснее

Вместе всегда интереснее

М. Фадеева

Вместе всегда интереснее

Пока взрослые спорят о том, читают ли их дети или нет, само подрастающее поколение читает много и с удовольствием. Правда, не всегда то, что задают в школе и предлагают родители.

На эту тему мы поговорили с арзамасской поэтессой Г. ДЯДИНОЙ:

– Все дети разные. Моя дочка, например, много читает как современной, так и классической литературы. А для сына чтение – не очень приятный труд. Он с небольшой охотой садится за заданную на каникулы книгу. Ему хоть и интересно, что же таится за секретной дверью в каморке папы Карло, но все–таки перед тем, как взяться за очередную главу, первым делом считает, сколько в ней страниц. В то же время традиционную книжку на ночь слушает с удовольствием и в неограниченном количестве. Я считаю, как бы ни относились дети к чтению (потому что, конечно, все самое увлекательное сейчас, как ни крути, в тех самых гаджетах), необходимо заниматься развитием их интереса к книге – водите в книжный магазин, библиотеку, дома вместе иногда копайтесь на книжных полках. Если вместе – это всегда легче и интереснее.

– Должны ли мы, взрослые, оставлять право ребенку читать то, что нравится ему?

– Я сама буквально на днях оказалась перед этим вопросом. Зашли с сыном в книжный отдел. И он тут же направился к комиксам по его любимому мультфильму. И это несмотря на то, что не раз его смотрел, наизусть знает сюжет. Дома уже две подобные прочитанные книги (купили – потому что реально читает сам). Но, конечно, и обидно, что снова и снова свой собственный интерес у ребенка только к комиксам. На хорошую книгу (с прекрасными иллюстрациями!) приходится долго уговаривать – тут как раз и оказываешься перед дилеммой: пусть выбирает что хочет, или как–то перебарывать ситуацию. Наверное, надо находить компромисс: показывать преимущества рекомендуемой вами книги, начинать читать ее вслух, оставляя в то же время право выбора за малышом. Нам книга кажется пустой и бесполезной, а ребенок находит в ней что–то важное. Если у него есть интерес к чтению, он рано или поздно придет к высокой литературе. И, возможно, когда повзрослеет, ужаснется от уровня тех книг, которые читал раньше.

– Издатели, детские писатели, критики говорят, что детская литература сегодня на подъеме. Что вы думаете по этому поводу?

– Да, сегодня очень много детских книг. Это правда. Когда я езжу на московские книжные ярмарки, которые регулярно проводятся, у меня глаза разбегаются. Начиная от малышового ассортимента и до многочисленных подростковых фэнтези. Но только явно преобладает некая серийность, когда выпускается много «продаваемой» литературы. А литературы «по–настоящему» – немного. «Свою» книгу приходится все–таки поискать.

– Детская литература осваивает новые темы, которых раньше не было. Например, Д. Доцук в своей книге «Голос» рассказывает о девочке, пережившей теракт. Надо ли говорить с детьми на подобные темы?

– Я думаю, литература может говорить с ребенком на все темы, потому что книги – это учебники жизни, чей–то осмысленный опыт. Теракт или что–то из других «недетских» тем – так или иначе перед глазами (по телевизору, в интернете). А книга, наверное, все–таки тот источник, у которого более тонкий подход. Попробуйте почитать «Чудо» Р. Дж. Паласио. Там тема тоже непростая. Про мальчика, который из–за врожденного искажения лица большую часть детства провел дома. Он проходит сложный процесс адаптации к жизни в обществе. Тема тоже не из легких и очень важная. Из недавно прочитанных детских книг, которые я бы рекомендовала – «Маленький–маленький ветер» автора А. Орловой (лауреат премии президента в области литературы и искусства). Это сборник прекрасных дет-ских стихов для дошкольного и младшего школьного возраста, талантливо иллюстрированный М. Кутявиной. А если кому–то попадется яркая симпатичная книжечка о путешествии двух неразлучных друзей – «Это грузовик, а это прицеп» для самых маленьких – покупайте, не задумываясь. Еще одни отличные стихи – «Нос в молоке» Ю. Симбирской. Здесь и про первый маленький весенний листочек в разведке, и про скрипичную песенку старого моста, и про дождик на цыпочках. Живые, остроумные, добрые, с тонкой, образной фантазией стихи. Обратите внимание на сборник небольших рассказов «Однажды мы с Петькой» А. Анисимовой о дружбе двух первоклассников, которые познакомились в луже и с тех пор не упускали момента, чтобы не сочинить себе какие–нибудь интересные житейские приключения. Книга чешских писателей М. Мацоурек и
А. Борн «Мах и Шебестова – волшебники из 3 «б» о двух школьниках, которые нашли во дворе телефонную трубку, исполняющую любые желания, думаю, тоже понравится малышам. Это веселая остросюжетная история с участием шустрого пса Йонатана, хулиганов Дубинека с Вредеком, их строгой, но справедливой учительницы, а также всех окрестных пани и панов со смешными фамилиями.

– Традиционный вопрос: когда ждать ваши новые книги?

– Одна должна выйти в январе–феврале. Называется «Вот иду я в шубе» (издатель-ство «Эгмонт», серия «Пестрый квадрат»). Это сборник стихов для детей младшего и среднего школьного возраста.

Статьи по теме