Внимание!

Началась подписка на газету "Арзамасские новости" на I полугодие 2020 г. Оформление во всех отделениях почтовой связи города и района. Подписная цена на 6 мес. - 541,98 руб., для ветеранов войны и инвалидов 1 и 2 групп - 446,82 руб.

В новых реалиях - новые методики

В новых реалиях - новые методики

Завтра в России отмечается День науки - особый день для ученых и исследователей. Этот праздник считают своим профессиональным многие горожане, в их числе - коллектив Арзамасского филиала ННГУ, где на протяжении десятилетий не прерывается традиция познавать мир педагогики, совершать открытия в этой сфере, заложенные еще при основании педагогического училища (предшественника образовательного учреждения) в середине 50-х годов прошлого века. О дне сегодняшнем в научной сфере вуза мы беседуем с директором Арзамасского филиала ННГУ им. НМ. Лобачевского Сергеем ПЯТКИНЫМ.

В новых реалиях - новые методики

Завтра в России отмечается День науки - особый день для ученых и исследователей. Этот праздник считают своим профессиональным многие горожане, в их числе - коллектив Арзамасского филиала ННГУ, где на протяжении десятилетий не прерывается традиция познавать мир педагогики, совершать открытия в этой сфере, заложенные еще при основании педагогического училища (предшественника образовательного учреждения) в середине 50-х годов прошлого века. О дне сегодняшнем в научной сфере вуза мы беседуем с директором Арзамасского филиала ННГУ им. НМ. Лобачевского Сергеем ПЯТКИНЫМ.

- С одной стороны, наука - это всегда движение вперед, с другой - есть вечные ценности, которые относятся к категории «константа». В 21 веке возможны открытия в сфере педагогики, где, казалось бы, очень многое встало на свои места?

- Мир меняется, соответственно, меняются люди, их мировоззрение, процесс обучения. Поэтому совершенно естественно, что в новых реалиях необходимо искать новые подходы для того, чтобы материал, содержание которого, в общем-то, не меняется, вложить в сознание учащегося - именно на этом мы в большей степени сейчас и сосредоточены. А вот для того, чтобы избежать разрыва между наукой и практикой, чтобы все научные изыскания смогли быть реализованы на конкретных площадках (так сказать в практическом исполнении), мы заключили специальные договоры - у нас действует одна федеральная и 89 региональных инновационных площадок на базе образовательных учреждений всех уровней. На этих площадках как раз и реализуются научные темы, позволяющие найти актуальные методики самого различного плана. Приведу пример: в последние годы появилась такая реалия, как инклюзия. В советский период дети с ограниченными возможностями здоровья учились в специальных школах, сегодня в связи с новым законом об образовании эти дети имеют право обучаться в обычной школе, посещать обычное дошкольное учреждение. Соответственно, исходя из этого, - необходимо создать методику обучения и воспитания, которая бы сближала всех членов коллектива, при которой не отставали в учебе дети, не имеющие проблем со здоровьем, и главное - чтобы ребенок с ОВЗ вписывался в полный образовательный процесс. Это очень сложная вещь! Причем, не только для российских специалистов, но и наших зарубежных коллег, где, как известно, экономические условия комфортнее наших.

- Раз уж мы коснулись материальной стороны, есть ли возможность сегодня в условиях не самого высокого финансирования педагогам вуза перенимать опыт коллег за пределами родного города?

- В прошлом году мы освоили порядка 1,5 млн рублей на посещение нашими специалистами образовательных научных центров России, были рабочие командировки в Германию, Италию, в рамках грантовой деятельности - Молдову и Беларусь.

- Но, наверное, и арзамасцам есть чем поделиться с коллегами?

- Безусловно. В Минске я читал лекции на тему Великой Отечественной войны в советской и национальной литературе. В Кишинёве нам выпала честь закрыть Год М. Горького: на базе русского центра науки и культуры в столице Молдовы была представлена выставка «Арзамасский год М. Горького», ориентированная, в первую очередь, на молодежь. Сейчас она находится в одном из русских лицеев Кишинёва, думаю, в течение года ее увидят коллективы многих образовательных учреждений. И это замечательно - люди познакомятся с любопытной страничкой жизни М. Горького, проникнутся хорошим знанием, что Россия - это не только Москва и С.-Петербург, но и интересные провинциальные города, где, выражаясь метафорично, русский дух присутствует в натуральном виде. И не исключено, что мы увидим новый всплеск интереса к русской провинции. Отмечу также, что специально к юбилею писателя мы подготовили двухтомник, посвященный М. Горькому, кроме этого, авторский коллектив вуза удостоен премии за издание «Литературное краеведение Арзамасского края». Не могу не поделиться еще одним серьезным успехом - в нашем вузе появился первый в городе, прошедший все ступени образования именно в Арзамасе, доктор биологических наук - Ольга Ивановна Недосеко.

- А можно определить, какой все-таки из факультетов преуспевает в научной деятельности?

- Все то, что связано с педагогикой. У нас накоплен огромный опыт в этом направлении, позволяющий развиваться дальше.

- В вузе сохраняется традиция проведения конференций?

- В год на базе вуза проходит порядка 15 научных конференций, на которые приезжают российские и иностранные гости. Причем уже сложился определенный пул исследователей из многих городов, приезжающих специально к нам на постоянной основе, поскольку находят здесь родственность тематики, научных интересов. Дело в том, что наши конференции - не формальная вещь, это площадка, где участники делают доклады, обсуждают, находят решения.

- На улицах города арзамас-цы встречают жителей солнечной Африки, которые являются вашими студентами. Иностранные студенты - все-таки показатель качества образования вуза.

- Да, у нас сейчас обучаются десять молодых людей: девять - из Африки, 1 - из Афганистана. Они учатся один год на подготовительном курсе -изучают русский язык, чтобы затем перейти на полноценный процесс обучения. Мы надеемся, что в будущем расширим географию иностранных студентов.

- У современного студента есть желание заниматься научной деятельностью?

- Наш выпускник должен иметь четко сформированные исследовательские компетенции. Чтобы их развить, необходимо в течение 4-5 лет этим заниматься, постепенно входя в данное направление деятельности и добиваясь самостоятельных результатов. И если сравнивать студента моего поколения с современным, то последний заметно вырос в этом плане. У некоторых наших студентов замечательный послужной список из публикаций, посещенных конференций с докладами, на которых они вступали в дискуссию, защищая собственное мнение. Мы стараемся создавать финансовые возможности, чтобы наши студенты посещали научные мероприятия и занимались проектной и научной деятельностью - в школе сейчас это одна из составляющих образовательного процесса. И учитель обязан быть к ней готов. С прошлого года мы ввели почин - организовали на базе «Сосновой рощи» летнюю научную школу, где молодые люди не только отдыхают, но и обучаются. В создании специальной обучающей программы принимали участие наши преподаватели и коллеги из других вузов. Мы высказывали опасения, что программа летом (!) окажется уже в статусе «перегрузки», но оказалось, что ребята готовы были к большему! Мы можем констатировать высокую студенческую публикационную активность, академическую мобильность, результативность участия в олимпиадах. Прошлый год в этом отношении оказался самым рекордным по количеству командных и личных побед - арзамасский филиал составляет конкуренцию вузам Поволжья. В конце года наши студенты представляют выпускные квалификационные работы, которые, по сути, являются собственным научным трудом, лучшие из них мы отправляем на областной конкурс научно-исследовательских работ студентов, в минувшем году каждая четвертая работа отмечена дипломом победителя. Это очень хороший показатель!

- Вы являетесь директором филиала, должность административная, остается ли у вас время на научное творчество?

- Стараюсь держать себя в «научной форме». Сейчас в институте мировой литературы РАН завершается работа по подготовке фундаментального труда «Есенинская энциклопедия». Я являюсь членом авторского коллектива, за мной закреплены статьи по персоналиям - литературном окружении Есенина, его предшественниках (в частности, К. Батюшкове, А. Грибоедове), кроме того, работаю над материалами,
посвященными незавершенным и черновым работам поэта.

- В январе в Арзамасе прошли торжества, связанные с юбилеем А. Гайдара. Его имя носил предшественник Арзамасского филиала ННГУ - пединститут. Присутствует ли тема писателя в научных изысканиях сегодня?

- Безусловно. Недавно мы выпустили книгу для педагогов «Гайдар в современной школе». В нее вошли новые актуальные разработки по
самым различным направлениям плюс научная биография писателя, которая не сглаживает углы, а позволяет читателю смотреть на Гайдара сквозь призму официальных документов, отметая сразу многие домыслы, которые зачастую интерпретируются изощренным способом. В ближайших планах (надеемся, в этом году) подготовить научное издание «Воспоминание о Гайдаре», где будут размещены мемуары, ранее не опубликованные. Мы никогда не отказывались от личности и творчества писателя, в том числе и в период 90-х, когда нам говорили: «Кем вы занимаетесь? Это же злодей! Заниматься им неперспективно, а если уж и уделять ему внимание, то только в контексте злодея». Так что мы не утратили этой научной темы, и в 2018 году на базе вуза прошла уже 17-ая по счету всероссийская конференция, посвященная творчеству Аркадия Гайдара. Когда-то Станислав Куняев высказался так о стихах Николая Рубцова: «Он писал стихи неоскорбляемой частью души». Это по праву можно отнести и к Гайдару - в его творчестве нет злодейства!

- От имени читателей поздравляем ваш коллектив с Днем науки...

- ...а мне бы хотелось поздравить с этим праздником всех арза-масцев, так или иначе причастных к нему, ведь наш город смело можно назвать научным - высшие образовательные учреждения, приборостроительный завод, ПАО АНПП «ТЕМП-АВИА», где ведутся серьезные инновационные разработки, музеи. Сообщество у нас большое, самобытное, и очень бы хотелось, чтобы в этот день праздник был у всех

Статьи по теме

Наше местоположение