Стимулы для оборонки

Стимулы для оборонки

Л. Фокеева

Генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода, председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области О. Лавричев принял участие в заседании экспертного совета в сфере ГОЗа Федеральной антимонопольной службы России.

Фото А. Барыкина

Стимулы для оборонки

Генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода, председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области О. Лавричев принял участие в заседании экспертного совета в сфере ГОЗа Федеральной антимонопольной службы России.

На него собрались эксперты, чтобы утвердить состав, обсудить план работы совета на 2018 год и обозначить актуальные проблемы. В числе 35 экспертов – представители законодательных и исполнительных органов власти, министерств и ведомств, промышленных предприятий, научных и общественных организаций, ведущих вузов, аналитических компаний, специалисты в сфере ГОЗа.

– Вы знаете, что на заседании 5 апреля президент России остановился на одной из масштабных задач, стоящих перед страной, – развитии конкуренции как базового условия для экономического и технологического развития общества. Анализ конкурентной среды и выработка предложений по развитию конкуренции в сфере ГОЗа являются важнейшими направлениями деятельности нашего совета, – отметил председатель экспертного совета в сфере ГОЗа ФАС РФ С. Маев.

Экспертный совет в сфере ГОЗа действует уже более трех лет. И среди успешных проектов, реализованных по его инициативе, – внедрение прогрессивных государственных контрактов, мотивационной модели ценообразования, системы внутреннего контроля соблюдения законодательства в сфере ГОЗа, антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.

На первом заседании этого года эксперты обсудили возможность внедрения в оборонной сфере модели стимулирующих контрактов, поскольку сейчас в госконтрактах есть только санкционные меры. Как считает руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере ГОЗа Т. Каменская, внедрение поощрительной системы позволит в целом повысить заинтересованность в исполнении ГОЗа. Рабочая группа предлагает разработать и внедрить меры стимулирования исполнителей госзаказа при достижении определенных факторов, например, таких как досрочная поставка, снижение издержек и достижение технических решений. Стимулирующие госконтракты есть в западной практике ОПК, в России они применяются пока только в энергетической сфере.

– Все, конечно, понимают, что ситуация постоянного давления на предприятия не способствует решению стоящих перед всеми задач. Тем более что все сейчас ищут стимулы для развития экономики, – прокомментировал заместитель руководителя ФАС РФ, сопредседатель экспертного совета Д. Фесюк. – Примеры таких инвестиционных соглашений со стороны государства есть в истории России, причем еще прошлых веков. Только сейчас их нужно адаптировать к современным реалиям. Мы ждем положительного эффекта в ближайшее время. Думаю, что в наших силах проделать эту работу в течение текущего года.

– Сама идея очень интересная, но я не думаю, что в рамках существующих механизмов по формированию и финансированию ГОЗа она жизнеспособна, – прокомментировал О. Лавричев. – Есть источники, в которых эта бонусная составляющая может присутствовать, и есть твердая фиксированная цена, в рамках которой трудно двигаться туда–сюда. Здесь много аспектов, которые надо дополнительно изучать.

Также на заседании был затронут вопрос о взаимодействии промышленности с институтом военных представительств Минобороны (ВП). По этой теме накопилось довольно много проблем. Наиболее остро сейчас стоит вопрос распределения ответственности за исполнение ГОЗа.

– При возникновении сложных ситуаций, например, при недопоставках комплектующих, предприятия вынуждены организовывать сверхурочную работу. Но не всегда они находят должный отклик в организации такой сверхурочной работы со стороны ВП, – отметил О. Лавричев. – Также считаю, что ответственность за выполнение государственного оборонного заказа должна быть распределена, в том числе и на работающие на предприятиях ВП, так как мы все – участники одного процесса – исполнения государственного оборонного заказа. Считаю необходимым распределить эту ответственность в равной мере на всех участников процесса и решить этот вопрос введением законодательных норм.

Вопрос о роли и месте института военных представительств при исполнении ГОЗа будет детально рассмотрен уже на следующем заседании экспертного совета.

Статьи по теме