Внимание!

Началась подписка на газету "Арзамасские новости" на I полугодие 2020 г. Оформление во всех отделениях почтовой связи города и района. Подписная цена на 6 мес. - 541,98 руб., для ветеранов войны и инвалидов 1 и 2 групп - 446,82 руб.

Раскрывая секреты сцены

Раскрывая секреты сцены

Беседа театроведа Галины Пучковой с директором Арзамасского театра драмы Мариной ШВЕЦОВОЙ:

Раскрывая секреты сцены

Беседа театроведа Галины Пучковой с директором Арзамасского театра драмы Мариной ШВЕЦОВОЙ:

- Прежде всего, Марина Викторовна, хотелось бы поздравить весь коллектив театра с успешной премьерой нового сезона «Левша (Русский секрет)» по мотивам повести замечательного русского классика Н.С. Лескова. Либретто в стихах написали В. Константинов и Б. Рацер, композитор Б. Дмитриев. Назову поимённо всю постановочную группу: режиссёр-постановщик - заслуженный артист Карелии А. Кулиев, художник - Б. Дубровский, балетмейстер - Г. Удот, музыкальное оформление - Е. Кузина, свет - П. Пятунин, педагог по вокалу - Г. Хлопкова. Ведь это совсем не просто - почти вся труппа постоянно на сцене, играют, поют, танцуют, устраивают кулачный бой... Достойная работа для создателей необычной премьеры даже по названию жанра - притча! Музыкальная притча русская про умельца тульского... Этот древний дидактико-аллегорический жанр, сродни басне, требует сценическими средствами раскрыть глубокую философскую, народную «премудрость» - труднейшая задача, как и «подковать блоху»... Тут требуется большой опыт ре-жиссёра-умельца, который направляет актёров к такому «творческому самочувствию» (по К. С. Станиславскому), когда оно на сцене является «нормальным, естественным, единственным». Как это режиссёру Кулиеву и театру в целом удалось?

- Левша - символ талантливости русского народа. Такая тема не могла не волновать театр и в первую очередь главного режиссёра Амана Кулиева. Спектакль был задуман в весёлой музыкальной форме. Жанр достаточно сложный. Здесь и песни, и танцы, и кулачные бои. Наверное, для того, чтобы воссоздать этот русский народный колорит во всей его многогранности, Аман Ягмуро-вич решил задействовать всю труппу театра.

Работа была долгой, кропотливой. Создать яркий, лёгкий, беззаботный, изящный спектакль - задача действительно непростая. С самого начала и до конца актёры держали нужный ритм, определённый настрой, заставляя зрителя и радоваться, и сопереживать героям.

- В чём вы, Марина Викторовна, видите самые важные, значимые достижения театра за прошедший сезон 2018-2019 годов? С какими планами вступили в финальный сезон Года театра? Чем отметите 75-летие Победы в Великой Отечественной войне?

- Для любого театра главное, я считаю,- это, конечно, удачные спектакли, а отсюда и увеличение, и расширение зрительской аудитории. Театр много гастролирует по всей Нижегородской области - Семёнов, Павлово, Саров, Кстово, Первомайск, Дивеево, Бор, Заволжье и так далее. Как видите, география довольно обширная. Приятно, что не только жители Арзамаса, но и других городов рады встрече с коллективом нашего театра.

Большим и важным событием стала постановка спектакля по рассказам А. Гайдара «Другая жизнь мне не нужна». Считаю, что нельзя забывать о таких писателях-земляках. Тем более, что посвящён спектакль был юбилею А. Гайдара. Это было очень ответственно, так как на премьере присутствовали родственники Аркадия Петровича.

В апреле многие из членов нашего коллектива стали участниками Приволжского театрального форума «Российский театр - XXI век. Новый взгляд». Приняли участие в мастер-классах, обменялись мнениями и впечатлениями, рассказали о себе, познакомились с деятельностью других театров. Впечатлений много.

По приглашению Республики Беларусь театр побывал в городе-побратиме Чаусы. Принял участие в Дне независимости республики, это очень важно в канун 75-летия Победы.
И, несомненно, участие в IV Межрегиональном фестивале «Волга театральная» в Самаре и фестивале театров малых городов «Надежды России» в Вышнем Волочке. Всего этого могло бы и не быть, если бы театр не был включён в федеральный партийный проект «Культура малой родины». Огромная благодарность всем, кто причастен к этому проекту. Мы очень высоко ценим такое доверие и, надеюсь, оправдываем его.

В рамках этого же проекта поставлена трагедия «Антигона». Юные зрители скоро увидят «Пеппи Длинныйчулок» по произведению А. Линдгрен, «Вовку в тридевятом царстве» по мотивам русских народных сказок, всё это - сюрприз к новогодним каникулам.

В 2020 году Россия отмечает очень важную дату - 75-летие Победы. В планах - спектакль по пьесе А. Дударева «Рядовые». Конечно, будут совместные проекты с образовательными учреждениями, выставки, концерты.

- Да, планов - «громадьё»... У меня особый интерес к постановке «Антигона» очень популярного на мировой сцене, а сейчас и на нашей, французского писателя и драматурга Жана Ануя (1910-1987). Он блестяще осовременивал, в частности, древнегреческие мифы с трагическим звучанием. «Антигона» - одно из таких созданий. Причём обращает на себя внимание её первая постановка, поистине триумфальная, в Париже (февраль 1944 года). Это театральное событие вызвало огромный политический резонанс по всей Франции и ускорило освобождение столицы от немцев в августе того же года.

- С творчеством Жана Ануя, наверное, знакомы немногие. Хотя это очень интересный французский драматург, сценарист и видный общественный деятель. Вы совершенно верно подметили роль его творчества в политической жизни того времени. Главный мотив его пьесы - неподчинение насилию и жестокости. Это актуально и по сей день. Обращаемся мы в первую очередь к молодому поколению. Пьеса ставилась и ставится во многих театрах России. Темы человеческой любви, любви к Родине, чести и достоинства очень важны и вечны. Вообще всему творчеству Ануя присуща гуманистическая направленность, высокое сценическое мастерство, умелое подчёркивание театральных условностей.

- Что вы можете сказать о возрастных особенностях вашей зрительской аудитории? По моим наблюдениям, в театр приходит много молодёжи, но и театралы постарше постоянно присутствуют. Какие проблемы со зрителями волнуют работников театра, ведь вечный принцип сценического искусства - «забавляя, поучай»? Какие вопросы вообще трудно решаемы? Кто помогает?

- Театр и зритель! Проблема достаточно сложная. Театр вбирает в себя многие виды искусства, которые отлично дополняют друг друга. Поэтому и целью визита большинства зрителей могут быть различные чувства.

Мы должны не только доставлять эстетическое удовольствие, но и давать развитие личности и стремление к совершенству. Отсюда очень избирательный подход к формированию репертуара и чёткая направленность к определённой аудитории.

Кажется, при выборе той или иной пьесы для постановки учтены все моменты, но всё же иногда спектакль бывает непонятен - значит, что-то недоработано, не всё сказано. Встаёт вопрос: «Что делать?». Вот туг и приходят на помощь руководители наших образовательных учреждений от детсадов, школ до колледжей и вузов, которые, понимая важность этого вопроса, становятся нашими верными друзьями. Вот так с юных лет мы стараемся совместно воспитывать наших зрителей - граждан будущей России.

Конечно, являясь современным учреждением, театр не обходится без специалистов по маркетингу, продвижению и рекламе и без многих других составляющих. Но в Год театра не хочется говорить о проблемах, хотя, конечно, они существуют. Все вместе мы пытаемся их решать. Насколько успешно мы это делаем - судить зрителю. Надеемся, что он нас понимает. Ведь театр и зритель - это единое целое, без вас мы не можем существовать! Именно вы, дорогие наши зрители, даёте нам силы, уверенность и вдохновение для покорения новых вершин!

Статьи по теме

Наше местоположение