ссылка

СЧЕТЧИК ОТКЛЮЧЕНИЯ АНАЛОГОВЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Первая стодневка Александра Щелокова

Первая стодневка Александра Щелокова

Три месяца назад, 12 декабря, в Арзамасе произошло важное политическое событие - у города появился новый мэр. Им стал Александр Щелоков, коренной арзамасец, до этого возглавлявший аппарат правительства Нижегородской области. За последние годы горожане привыкли к частой смене руководителей, и, казалось бы, ничего удивительного не произошло и на этот раз. Но почти сразу выяснилось, что удивляться есть чему. Во-первых, новый мэр стал самым молодым главой Арзамаса за всю историю существования города. Он же - самый молодой глава в Нижегородской области. Во-вторых, с первых минут своего избрания на должность, Александр Щелоков резко изменил устоявшийся годами размеренный темп работы администрации. Сначала отказался от традиционных пышных торжеств по поводу своей инаугурации. Затем переформатировал еженедельные оперативные совещания в менее масштабные, но по-настоящему деловые. Что позволило взять под строгий контроль абсолютно каждый вопрос, будь то обычный текущий или долгосрочный. В рабочих буднях администрации города появилась чёткость, динамичность. Затем вместе с новым мэром в город пришли дополнительные средства из областного бюджета, что позволило сократить кредиторскую задолженность города. Начался новый год, и в Арзамас один за другим с рабочими визитами начали приезжать министры и руководители различных подразделений правительства Нижегородской области. За три месяца их было, пожалуй, больше, чем за весь прошлый или предыдущие годы. Момент очень важный для продвижения города, включения его в различные программы и проекты, и в итоге - привлечения дополнительных областных средств. Настоящим ноу-хау для арзамасцев стала позиция нового мэра - находиться в постоянном диалоге с жителями города, отвечать на вопросы, объяснять что, как и почему происходит. Читатели нашей газеты, а также зрители местного телевидения и социальные сети активно включились в этот диалог. Такими первые сто дней мэра увидели мы, наблюдая за происходящими изменениями в городе. А какими они стали для самого главы города? Сегодня гость нашей редакции - мэр Арзамаса Александр Щелоков.

Первая стодневка Александра Щелокова

Три месяца назад, 12 декабря, в Арзамасе произошло важное политическое событие - у города появился новый мэр. Им стал Александр Щелоков, коренной арзамасец, до этого возглавлявший аппарат правительства Нижегородской области. За последние годы горожане привыкли к частой смене руководителей, и, казалось бы, ничего удивительного не произошло и на этот раз. Но почти сразу выяснилось, что удивляться есть чему. Во-первых, новый мэр стал самым молодым главой Арзамаса за всю историю существования города. Он же - самый молодой глава в Нижегородской области. Во-вторых, с первых минут своего избрания на должность, Александр Щелоков резко изменил устоявшийся годами размеренный темп работы администрации. Сначала отказался от традиционных пышных торжеств по поводу своей инаугурации. Затем переформатировал еженедельные оперативные совещания в менее масштабные, но по-настоящему деловые. Что позволило взять под строгий контроль абсолютно каждый вопрос, будь то обычный текущий или долгосрочный. В рабочих буднях администрации города появилась чёткость, динамичность. Затем вместе с новым мэром в город пришли дополнительные средства из областного бюджета, что позволило сократить кредиторскую задолженность города. Начался новый год, и в Арзамас один за другим с рабочими визитами начали приезжать министры и руководители различных подразделений правительства Нижегородской области. За три месяца их было, пожалуй, больше, чем за весь прошлый или предыдущие годы. Момент очень важный для продвижения города, включения его в различные программы и проекты, и в итоге - привлечения дополнительных областных средств. Настоящим ноу-хау для арзамасцев стала позиция нового мэра - находиться в постоянном диалоге с жителями города, отвечать на вопросы, объяснять что, как и почему происходит. Читатели нашей газеты, а также зрители местного телевидения и социальные сети активно включились в этот диалог. Такими первые сто дней мэра увидели мы, наблюдая за происходящими изменениями в городе. А какими они стали для самого главы города? Сегодня гость нашей редакции - мэр Арзамаса Александр Щелоков.

БЫТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ

- Александр Александрович, если взглянуть со стороны, то какими были ваши первые сто дней у руля города? Каковы ваши впечатления?

- Никаких сильных эмоций не было. Говорить о том, что было сложно или неожиданно, - нет, обычный рабочий процесс просто на другом участке. Раньше был один набор проблем, сейчас - другой. Поставил для себя ориентиры, начали по ним двигаться, и не было ощущения, что происходит что-то из ряда вон выходящее. Насторожил только клубок противоречий, который накопился за 5-10 лет.

- Сразу после вашего вступления в должность вы достаточно чётко расставили и озвучили основные приоритеты в своей работе. Окунувшись в рабочие будни, изменилось ли ваше видение первостепенных задач? Как бы теперь вы расставили их по степени важности?

- Приоритеты остались прежними, потому что стараюсь быть последовательным, по этому пути и движемся. Другое дело, увы, пришлось столкнуться с некоторыми неприятными фактами, например, с ограниченностью планов развития города на ближайшие 3 года, 5 лет и т.д. Имеющиеся же находятся в каком-то замороженном состоянии. Да, есть разговоры, но не больше. Нет такого, что бы мы были готовы к чему-то документально, например, нет элементарных проектов и смет на строительные работы. Нет понимания, что мы делаем в течение квартала, полугодия... Многие вопросы, которые задавали мне жители города, касались тем 5-10-15-летней давности, их активно обсуждают, а на них даже смет нет То есть мы говорим, что «у нас нет на это денег», при этом даже не знаем, сколько это стоит. О каком планировании можно говорить?

Считаю, что город не должен зависеть от смены руководителей. Любой новый глава города обязан брать хорошо подготовленную документацию и просто реализовывать на основании синхронизированных планов строительства, на основании обращений граждан. Сейчас здесь пробел, мы с этим боремся. А второе - пришлось запустить не формальные, а более принципиальные проверки деятельности всех подразделений. Чтобы страх за порядок, а у кого-то и за государевы деньги, был в крови.

В числе первостепенных приоритетов - отопительный сезон 2019-20 гг., что вызывает у меня особое беспокойство. Мы привыкли к определенным базовым вещам и, зачастую, не обращаем внимания на них. Дальше жить с долгом свыше полумиллиарда рублей мы не можем.

Но нам важны и строительство дорог, и уборка города, озеленение, ремонт и очистка ливнёвой канализации, общественный транспорт. Неожиданно в списке приоритетов появился вопрос безопасности дорожного движения. Эту серьёзную проблему подняли жители города, задавая мне вопросы. Получился такой большой пласт предложений, который сейчас анализируем, приняли первые решения. На переднем крае, как видим, проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Потому в новой структуре администрации первому заместителю мэра мы определили не экономический блок, а именно ЖКХ. Ранее считалось, что нужно заниматься экономикой. Дозанимались...

«НЕТ ДЕНЕГ» - НЕ ОТВЕТ

- Отвечая на вопросы наших читателей, вы заявляли, что «нет денег» -это не ответ, есть другие способы решения проблем. Что удалось решить без привлечения бюджетных средств за эти три месяца?

-Яркий пример - комплекс мер, реализуемый сегодня на автопассажирском предприятии по замене старых автобусов на новые. Вот чтобы решиться сдвинуться с места, нам потребовалось не просто написать куда-то письмо и получить деньги. Мы смогли включиться аж в проект постановления министерства экономического развития РФ. Да, нужно выходить на любой уровень, доказывать, добиваться, а сказать, что нет денег, легче всего. И для этого использовали новомодное понятие «паломническо-туристический кластер». О каком туризме можно говорить, когда на линиях вызывающие лишь усмешку трёхосные бывшие в употреблении московские МАЗы?

У нас очень скудное состояние анализа программ, которые существуют на региональном и федеральном уровне. Поэтому в течение месяца-полутора мы будем заниматься именно этим. Через 9 месяцев, к формированию нового бюджета, мы уже будем знать, что и где можно запросить, к чему нужно быть готовым. Иногда (и очень часто) бюджеты других уровней предлагают хорошие программы, решения, а у нас не то, чтобы денег – документа нет, на основании которого это все можно реализовать. И начинаем в последний момент героически обкладываться бумажками…

Активно начали работать и с внебюджетными источниками. За три месяца смогли привлечь порядка миллиона рублей от нижегородских предприятий на проведение важных мероприятий, ни копейки не запросив на проведение юбилея вывода войск из Афганистана, юбилей Гайдара. Сейчас приборостроительный завод помогает нам с внедрением электронного документооборота. Впервые в работе администрации единая информационная сеть. По договоренности с Ростелекомом в тестовом режиме подготовили 164 рабочих места. Специалисты других предприятий помогают закрывать долги предыдущих лет (не понимаю, зачем в долг проводить мероприятия и не расплачиваться?).

- Первое, что вам удалось сделать сразу же, в декабре, - это привлечение дополнительных средств из областного бюджета.

- За счёт декабрьских 50 миллионов из области мы смогли частично «закрыть» просроченную кредиторскую задолженность. Дальше ставим себе амбициозную задачу - вообще отказаться от кредитов впервые за последние десятилетия. Надеюсь, у нас это получится. И сможем таким образом привлечь еще 50 млн. Хотя, возможно, что деньги будут нужны в развитие и позволят, вложив рубль, получить 1000, тогда будем принимать решение по ситуации. Но пока вот так.

Важна также консолидация усилий с нашим депутатом Государственной Думы РФ Д.П. Москвиным, с председателем ЗС Е.В. Лебедевым, председателем комитета по экономике, промышленности и развитию предпринимательства О.В. Лавричевым. Когда все работают на результат – получается лучше и больше. Благодарен коллегам за своевременную поддержку и серьезные решения, которые мы уже совместно реализуем. Многое сейчас приходится обсуждать с главами других муниципалитетов. Используем опыт Нижнего Новгорода, Дзержинска, Сарова, Бора, Шатков, городского округа Семеновский. Нам важны сейчас не только материальные, но и информационно-организационные ресурсы. Не умеешь – посмотри, где уже делали, проанализируй ошибки и не допускай своих. Если проблема системная – объединяйся, говори выше. Это принцип, который коллегам по администрации пытаюсь привить.

ДОГНАТЬ УПУЩЕННОЕ

- Какой вопрос «с бородой» ещё удалось сдвинуть с места?

- Есть у нас история с территорией бывшей воинской части на ул.1 Мая. Переписка с министерством обороны длилась лет 5, нам сообщалось одно и то же: территория необходима для военных нужд. И вот за два месяца мы, как мне кажется, сдвинули этот огромный пласт. Есть согласие министерства, что к военным нуждам эта территория всё-таки не относится. Это наш ресурс на будущее. После трехлетней переписки и требования Минобороны нового помещения под военкомат, нашли здание за две недели. Отказались… Вопрос опять на какой-то круг пошёл. Но в данном случае своё предложение мы сделали.

Два года готовили концессионное соглашение по предприятию «Водоканал». За 20 дней в итоге мы согласовали позиции с нижегородским «Водоканалом», выяснили, какая выгода им, какая городу. Теперь очередь и решение за правительством области. Но как можно было столько времени ждать?

- Были ли вопросы, которые требовали экстренного вмешательства?

- Да, нам необходимо было догонять упущенные дела по кластеру. То, что подготовили Саров и Дивеево за весь 2018 год, нам пришлось делать за три месяца.

- То есть в этом причина того, что федеральные средства начали поступать сначала им, а не нам?

- Да, по факту я видел, что эти средства могли бы быть реализованы в Арзамасе, а пошли в Дивеево и Саров. Причем не по религиозному значению объектов, а по степени готовности документации. При этом я хотел сказать особо тёплые слова в адрес владыки Георгия, помощь епархии в работе по кластеру для нас очень важна, например, в решении проблемы по переносу автостанции, по ливневой канализации. Это тот яркий пример соработничества, когда не только, как у нас иногда говорят, «церкви строите и всё», а реализуются конкретные мероприятия для повседневной жизни.

Экстренного вмешательства требовал также вопрос по проекту благоустройства парка, что вызывало моё большое беспокойство. Без подробностей, но порядка месяца потратили, чтобы «вырулить» ситуацию.

- Количество вопросов от наших читателей говорит ещё и том, что оперативного вмешательства требует наше здравоохранение.

- Мы уже публично говорили: ситуация в здравоохранении сейчас формирует риски. Есть достижения. Они заметны. Но уже слишком «кричат» два вопроса - кадры и состояние инфраструктуры. Думаю, что положим начало решениям вопроса по инфраструктуре уже в этом году. Да, здравоохранение - не полномочия муниципалитета, но это то, чем пользуются наши горожане. Будем акцентировать внимание министерства здравоохранения на остроте вопросов очередей, нехватки специалистов, нехватки специалистов в детской поликлинике, на роддом просим посмотреть человеческими глазами. Понимаю коллег по системе здравоохранения, им иногда неудобно начальству задавать какие-то вопросы. Нам нормально, мы будем это делать. Вновь доказывать, показывать, добиваться…

В декабре, после назначения, мы были готовы к двум большим проектам, сейчас у нас в орбите 10-12. При этом мне кажется, что мы движемся медленно, хотелось бы быстрее.

СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ЛЮДЕЙ

- Одним из первых испытаний для вас стал переход с начала года на новый формат работы с ТБО. Судя по всему, всё прошло спокойно, зря вы переживали.

- В области создан чат с главами районов, операторами и руководителями служб ЖКХ, куда в ежедневном режиме выкладываются проблемные фотографии о состоянии контейнерных площадок. И могу сказать, что мы в этом чате не самые частые гости. Вижу проблемы, которые есть в Кстово, на севере области, у нас пока более или менее порядок. Это сделали хорошо, идём дальше, давайте теперь подумаем, чтобы сами контейнерные площадки имели приличный вид. Да, заменили порядка 520 контейнеров, но из них около 20 в год горят. Нужно следить, чтобы такого не было. Есть и такая проблема - некоторые жители настолько слабы, что не могут донести свой мусорный пакет до контейнера… Но, думаю, со временем это пройдёт. На отдельных участках оператором не всегда соблюдается график – указываем.

Также сейчас важно удовлетворить потребности граждан, которые существуют в мелких, но важных решениях. Например, свет. У нас много неосвещённых участков в Кирилловском микрорайоне, Южном, в районе Арзамас-2 и других. Порой и стоимость работ небольшая. Просто нужно слушать, что люди говорят, и придумывать ничего не надо. Всё не решим, конечно, но когда цена вопроса – лампочка на опоре освещения, которая когда-то давно перегорела, стоит задуматься.

- Зима выдалась снежной, вопрос уборки улиц стоял достаточно напряжённо, что тоже стало для вас некой проверкой на оперативное реагирование. В целом вы удовлетворены работой подрядной организации, и какие моменты будут учтены при заключении новых контрактов?

- Больших претензий по уборке основных трасс не было, только по частному сектору, отдельным тротуарам. Мы вступали в диалог с подрядчиком, находили понимание. Появились машины, которые отбрасывают снег на обочину, этого не было у предыдущих подрядчиков. Но я уже говорил, что контракт, который был заключён, - куцый с точки зрения объёма работ. Оценку нашей работе давали разную. Нам есть с чем сравнивать. Слышу и критику, во многом, оправданную. После поездки на виадук, когда своими глазами посмотрел, как, кто и что убирает, как жители в приемной дожидаются приема по вопросам уборки, поддержали подрядчика по запуску системы обратной связи через социальные сети. Большой пласт проблемы сняли.

Наша задача сейчас - выйти на контракт не трёхмесячный, а более длительный- с августа-сентября и до конца следующей зимы. Тогда мы сможем требовать нормативного исполнения ГОСТа по уборке. Выводы из этой зимы важные и другие: у нас некачественно составлялся план уборки – многие места просто забыли, а во-вторых, на основании этого, мы переделываем службу административно-технического контроля. Будем наказывать не словами, а штрафами. Так более понятно.

ПОВЫСИТЬ СКОРОСТЬ РЕШЕНИЙ

- Любой новый руководитель традиционно начинает работу с формирования своей команды. Вы же не стали «рубить с плеча», а новую структуру администрации приняли почти через три месяца.

- У меня не было цели – завтра же всех поменять. Была задача оптимизации некоторых вещей. В новой структуре расставили акценты, зафиксировали полномочия, сейчас приступим к наполнению с учётом двух вещей: текущие проекты должны быть завершены, новые проекты могут запускать новые люди. Для многих сотрудников бюджетных учреждений, администрации в том числе, важно просто дать возможность нормально работать, проявлять инициативу. Со всеми, кто должен уйти и прийти, мы всё проговорили. Кто может и хочет работать – работает. Кому нужен шанс – даем. С теми, к кому есть накопившийся негатив, – расстаемся. Кто неспособен – расстаемся без сожалений. Наша цель - повысить скорость принятия решений и сохранить строгую систему там, где она есть.

И особо отмечу: нельзя управлять чем-то в гордом одиночестве или замыкаться только на мнении, сформированном внутри администрации. Именно поэтому мы в постоянном диалоге и с руководителями предприятий города, которые тоже могут вовремя показать ожидаемый приоритет, что нужно, можно лучше, нельзя или срочно. Здесь и И.В. Полюхов вовремя плечо подставит, и А.В. Шперлинг заинтересованно к проблемам города отнесся, другие коллеги. Прежние руководители города и района на примере показывают, почему вот это получилось, а вот это нет.

«НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ…»

- Александр Александрович, ваш стиль управления и характер был понятен ещё 12 декабря, когда процедуру инаугурации вы не стали «раздувать» в большие торжества. Затем «свернули» длительные оперативки. Всё чётко, конкретно, внятно, в итоге ни один вопрос не остаётся без строгого контроля. В то же время всё абсолютно прозрачно и открыто, о чём свидетельствует ваш новый формат общения с жителями города. Скажите, такой стиль и темп работы будут продолжены и дальше, не закончатся стодневкой?

-Нет. Стодневка – это просто символичный день, не более. Это обычное исполнение работы, которая мне вверена: треть мы тратим на текущие тактические решения, треть - на стратегические вещи и треть на объяснение своих позиций, работу с аудиторией. Как тут в соцсетях мне указали – «Назвался груздем…», дальше вы помните.

Есть еще целый набор тем, по которым у нас пробелы в этом старте. Не удалось по-новому взглянуть на общегородские мероприятия, не дали свежего импульса каким-то базовым вещам, с наскока не смогли пока решить вопрос по некоторым муниципальным предприятиям, которые вроде работают, а вроде и искры хочется. Хочется другие выставки в Выставочном зале, а там крыша течет лет пять… Приглашал директора Нижегородского музея-заповедника Ю.В. Филиппова. Вроде бы и настрой есть, и договорились. Но за крышу стыдно просто...

Сходил в декабре – посмотрел спортивный зал в ЦТЮ, где занимался в конце 90-х годов. Ничего не изменилось, только хуже стало. Спасибо руководителю завода «Темп-Авиа» Ю.К. Исаеву, что сейчас нашел возможность для ряда решений. Мы иногда о большом рассуждаем, а про малое и необходимое забываем. Поэтому за всем нужно следить, себя и других подгонять, и всё получится.

За 100 дней мы показали жителям через СМИ реальную финансовую ситуацию в городе, вслух произнесли вещи, о которых говорить ранее было не принято. Запущен целый ряд процессов, которых уже хватит не меньше, чем на 2-3 года. Главное – не допустить расхождения слов с делом.

 

- Важна консолидация усилий с нашим депутатом Государственной Думы РФ Д.П. Москвиным, с председателем ЗС Е.В. Лебедевым, председателем комитета по экономике, промышленности и развитию предпринимательства О.В. Лавричевым. Когда все работают на результат - получается лучше и больше. Благодарен коллегам за своевременную поддержку и серьезные решения, которые мы уже совместно реализуем.

- Считаю, что город не должен зависеть от смены руководителей. Любой новый глава города обязан брать хорошо подготовленную документацию и просто реализовывать на основании синхронизированных планов строительства, на основании обращений граждан.

- Нужно выходить на любой уровень, доказывать, добиваться, а сказать, что нет денег, лене всего.

- В декабре, после назначения, мы были готовы к двум большим проектам, сейчас у нас в орбите 10-12. При этом мне кажется, что мы движемся медленно, хотелось бы быстрее.

Статьи по теме

Наше местоположение