Отдых от моральных устоев

Отдых от моральных устоев

Е. Малыгина

На Сретенских чтениях (см. «Арзамасские новости» от 7 марта) на литературной секции активное обсуждение вызвал доклад доктора филологических наук, доцента кафедры литературы Н. Титковой, в котором она затронула «подводные камни» социальных сетей, в частности, группу «вписка». Свой доклад педагог АФ ННГУ назвала «Сети лукавого в социальных сетях». Познакомившись с материалом, который мы предлагаем вашему вниманию, думаем, все согласятся, что это название – точное отражение того явления, которое набирает все большую популярность в среде подростков и молодых людей.

Это самые безобидные фотоотчеты из интернета при поиске темы «вписка фото»

Отдых от моральных устоев

На Сретенских чтениях (см. «Арзамасские новости» от 7 марта) на литературной секции активное обсуждение вызвал доклад доктора филологических наук, доцента кафедры литературы Н. Титковой, в котором она затронула «подводные камни» социальных сетей, в частности, группу «вписка». Свой доклад педагог АФ ННГУ назвала «Сети лукавого в социальных сетях». Познакомившись с материалом, который мы предлагаем вашему вниманию, думаем, все согласятся, что это название – точное отражение того явления, которое набирает все большую популярность в среде подростков и молодых людей.

Ребенок в соцсетях – повод задуматься родителям.

Сленговое выражение «вписка» уже давно используется в общении в молодежной среде. «Вписка» на сленге – приглашение весело провести время в шумной компании на чьей–то квартире. Основателями традиции так проводить свободное время стали участники субкультуры хиппи – они часто путешествовали по стране и из–за недостатка финансов останавливались на ночлег в домах или на квартирах своих друзей, знакомых, а то и посторонних людей. Такие ночевки было принято называть «вписками».

Молодежь любит веселиться, причем действительно шумно, «отрываться», как говорится. Так было всегда, но современные родители и педагоги, скорее всего, не подозревают, что может ожидать ребенка на вписке. Дело в том, что в настоящее время вписка представляет собой встречу незнакомых людей на чьей–то или на съемной квартире в формате пьянки, которая, как правило, заканчивается оргией и сопровождается драками и актами вандализма. О времени и месте проведения вписок люди узнают в социальных сетях на страницах специальных групп. Например, ВКонтакте существует множество групп типа «Знакомства – вписки», «Вписки – Москва», «Вписки Нижний Новгород», «Вписки–Арзамас» (более 8000 чел.!). Вход на вписку обычно платный, или предлагается принести с собой еду и выпивку, иногда девушкам разрешается бесплатный вход, часто в объявлениях есть предупреждение о возрасте – от 18 до 30 лет. Но ни для кого не секрет, что большая часть посетителей вписок – именно несовершеннолетние.

Чтобы не быть голословным, приведу примеры объявлений (орфография сохранена) в ВК (арзамасская группа): «Впишем двух–трех девчонок на Новый год в компанию от 18–30 с вас улыбка хорошее настроение остальное все обсудем в л.с», «Впишем 3х весёлые девчонок от 18 есть квартира с вас веселая улыбка , с нас выпивон по вашему желанию», а вот уже «вписка Челябинск» – «Вечеринка, на которой можно поделиться правом на свое тело с другими людьми. Но это не вовсе не секс–вечеринка, а новый вид общения без стереотипов, комплексов и устаревших догм».

У здравомыслящего человека сразу возникает вопрос – что может ожидать подрост-ка на такой вечеринке? Какие аргументы и факты можно привести в беседе с ребенком, если вдруг родители или старшие братья и сестры обнаружат на его странице в ВК эту группу. Вот одно из сообщений на стене московского сообщества «Вписки»: «Была на вписке. Забеременела, неизвестно от кого. Надо делать аборт, но страшно, люди, помогите, не знаю, что делать».

Если девочку такой перспективой не запугать, можно рассказать ей другие истории, например, об одном обычае на вписках, о котором не знают новички. Если девочка или мальчик по неопытности напивается до потери сознания и первым отключается, над ней или над ним принято изощренно глумиться и снимать весь процесс на фото и видео, и потом эти материалы выкладывать в сеть на всеобщее обозрение. То есть уже на следующее после вписки утро подросток  может проснуться неожиданно знаменитым – по сути, местной порнозвездой.

Вписки – это не просто пьянки и групповой секс, там часто присутствуют элементы вандализма. Вот типы вандалических действий, которые можно выделить при детальном изучении материалов групп в ВК. Участники вписки могут выбросить всю еду из холодильника и разбросать по всей квартире; полить пол водкой; взять чью–то шапку и ботинки, положить в кастрюлю, залить водой и поставить на газ; залить ванну или кухню водой на метр и плавать там, как в бассейне; поджечь пол; сломать мебель, разбить технику. Это акты вандализма, направленные на разрушение окружающей обстановки. Кроме этого разрушительную энергию можно направить и друг на друга – устроить групповой выход в астрал под действием наркотиков; групповое изнасилование; массовые драки; нанести изощренные увечья человеку в бессознательном состоянии (поджечь волосы, исколоть, изрезать кожу, измазать краской или зеленкой).

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что конечный пункт пребывания в таком увлекательном приключении, как вписка, – это полиция (поскольку большой процент правонарушений) или реанимация.

На одной из таких вечеринок пострадала 14–летняя москвичка Лидия – четверо подростков воспользовались ее состоянием алкогольного опьянения и в прямом эфире социальной сети транслировали откровенное видео изнасилования. Родители девушки узнали об этом через две недели, когда обнаружили фотографии и видео, которые ей прислали участники вечеринки с комментариями – «ты была овощем, и мы тебя конкретно все отымели».Следственный комитет возбудил уголовное дело, подростков признали виновными в изнасиловании, но Щелковский суд был снисходительным и дал им условный срок. Ребята остались на свободе.

Что же представляет собой это социокультурное, точнее, социобескультурное явление? Изучая материалы соцсетей, можно прийти к выводу, что вписки – это довольно мощное, набирающее обороты движение, у которого есть своя философия и идеология, и, конечно, свои лидеры и идеологи. Речь идет о философии гедонизма, о культе наслаждения. Что касается идеологии, то основной ее пафос – призыв к раскрепощению, к освобождению от всех условностей, от всего, что сковывает человека, от всех социальных запретов и «табу». Но слово «раскрепощение», на мой взгляд, не совсем точно передает суть того, что происходит на вписках. Его хорошо бы было заменить словом «разнузданность». А к чему на самом деле она ведет? Разве к освобождению человека? Нет! Профессор А. Осипов на своих лекциях часто упоминает формулу: «Разнуздать, чтобы взнуздать и властвовать».

Это самые безобидные фотоотчеты из интернета при поиске темы «вписка фото». user32265.clients–cdnnow.ru

Теперь о лидерах. Один из нижегородских лидеров – некто Владислав, в сети извест-ный под именем Морф Мечети. Ему удалось создать в интернете целый паблик, где несовершеннолетние подростки делятся фотографиями после шумных вписок. Всего в ВКонтакте существует семь таких сообществ. Все они объединены под названием «Х*» (слово принадлежит к нецензурной лексике).

Владу 16 лет, со второго по шестой класс он жил в Петрозавод-
ске, потом переехал в Нижний Новгород, где создал первый «Х** движ». Сначала группа называлась Grunge Boys («Грязные парни») и создавалась она для друзей, чтобы скидывать фотографии с общих вечеринок. Как объясняет сам Влад, если захочется «поностальгировать». Когда у первого паблика появились первые 500 подписчиков, вместе с друзьями школьник начал развивать сообщество. Его основная цель – организация лучших тусовок в городе для тех, кому немного за 18, но в основном для несовершеннолетних. Влад приезжает в Нижний Новгород из Петрозаводска на 2–3 недели. В городе он планирует пробыть от одной до двух недель и устраивает вечеринки, снимает квартиры, приглашает гостей и т.п. Официально подросток находится на больничном. «Вру врачам, что до сих пор болею, в школе я уже не был 1,5 месяца». Когда спрашивают про родителей, говорит только о матери. По его словам, ей 35 лет и она переживает за сына, но понимает, что ему 16 лет и переубедить его все равно не выйдет. «Я поставил себе цель: я хочу, чтобы меня знали все и все меня уважали. Я хочу в каждом городе России сделать свой филиал [«Х* движа»], чтобы все люди знали, у кого самые лучшие тусовки». В будущем этот человек мечтает проводить вечеринки, где алкоголь льется рекой, люди рвут танцпол, дерутся, а все желающие могут познакомиться с девушками и заняться с понравившейся сексом в туалете. «Там будет все, что людям нужно и что им не нужно», – говорит юноша. По мнению подростка, именно так выглядит идеальная тусовка.

Если в Арзамасе участников вписки – около 8 тыс. человек, то в Москве – 150 тыс.! Вот парочка типичных «московских» сообщений (орфографию сохраняем): «Ждем девушек, в течении часа заберем на ОГРОМНОМ джипе с любого района», «Кто хочет сегодня на вписку на Рублёвке? желающие пишем в лс (личное сообщение – ред.)!», «Кто хочет поехать в коттедж, территория 600 кв. м (бассейны с горками, сауна, танцпол, джакузи), море алкоголя и лучшее настроение. Всех желающих встретим у м. Новокосино. Вход – парням 1500 рублей, девушкам – бесплатно». Тусовки на квартирах и дачах происходят практически каждый день. Но если в Москве на вписки ездят в основном студенты, то в регионах участники сомнительных вечеринок – старшеклассники.

Из «откровений» 15–летней Светы К. из Тамбова, которая  с энтузиазмом взялась посвящать меня по переписке в мир «алкашки и тусовки»: «Ой, тебе 16 и ты еще ни разу не бывала на вписках? Я не могу ни одного моего одноклассника найти, кто бы на них ни бывал, если только он не лузер и не ботан. А что еще делать–то? В городе три бара и два клуба, и вход туда до 18 заказан. Вот все и тусуются или по торговым центрам, или по квартирам».

Оказывается, на вписках есть свои «заповеди». Самое главное – не «вырубиться» первым. Иначе все будут над тобой глумиться. Поэтому опытные тусовщики пьют аккуратно и стараются воздерживаться от употребления неизвестного зелья. Еще одно незыблемое правило – никогда не открывать дверь «ментам». За такие промахи больше ни на одну тусовку не попадешь. Что именно происходит с теми, кто отключился первым, узнать несложно. Ведь после каждой вечеринки принято выкладывать фото и видеоотчет. Некоторые видео кроме как порнографией назвать нельзя: один спит, другие тут же предаются любовным утехам. Сделать селфи на фоне такой парочки – удача. В 99 из 100 случаев эти кадры попадают в сеть. «Запилить крутое видео» – это вообще отдельный аттракцион участников вписок. Молодежь старается, как может. Перескажем видеокадр  из интернета.

После вписки можно не просто стать популярным, а еще и очень богатым. Якобы изнасилованная на подобной вечеринке Диана Шурыгина за несколько месяцев заработала приличные деньги – роль пострадавшей помогла ей раскрутиться и стать популярной на десятках ток–шоу. На волне популярности своей жертвы заработал и ее обидчик С. Семенов, чуть больше года он отсидел в колонии и недавно условно–досрочно освободился. В интервью «Дежурной части» телеканала «Вести» он заявил, что с момента освобождения полностью переоценил свою жизнь. Теперь Сергей озаботился вопросами морали в современном обществе.

«– Ой, ребята, а что вы делаете?» – взвизгивает пьяным голосом девушка, на вид ей точно меньше 18. Она лежит на диване в лифчике и джинсах. Не известно, на что именно ее уговорили друзья по вписке, но явно не на то, что сейчас на ней будут резать одежду огромным кухонным ножом. – «Ребята, не надо! Мы так не договаривались. Не надо!». За кадром громкий смех, а на переднем плане подросток самозабвенно режет на подруге джинсы. На этом запись обрывается...

Страшный (с точки зрения норм нормального человека) перечень подробностей можно продолжать. Но и так все понятно. Кстати – историю 16–летней Дианы Шурыгиной из Ульяновска знает теперь вся страна. Диану изнасиловали на такой же вписке. И подобных историй не одна и не две, просто не у всех хватает смелости обратиться в полицию, а тем более предать дело огласке.

P.S. Недавно депутаты Госдумы обратились в прокуратуру с просьбой проверить эти сообщества и, возможно, запретить их. Хотя, признаться, трудно сказать, какой будет реакция наших законодателей, во всяком случае, первыми в набат должны бить родители и педагоги.

Статьи по теме