Внимание

Как смотреть ННТВ после перехода на «цифру»

О тебе, любимый Арзамас! Арзамасские рассказы

О тебе, любимый Арзамас! Арзамасские рассказы

О тебе, любимый Арзамас! Арзамасские рассказы

Конкурс прозы

Судьбоносная встреча

Со школьных лет я пишу стихи. Зеленый блокнот с переплетом хранил мои юные переживания, а я его прятала на чердаке под старый сундук. Прятала блокнот от людских глаз, а когда рождалось новое стихотворение, писала его на листок бумаги, а потом аккуратно переписывала в блокнот ночью. Гуляя по улицам, я наблюдала за жизнью вокруг, искала знакомые фигуры животных в облаках. В кронах деревьев я искала образы людей, предметов. Вдохновение приходило в один миг, и все, что на душе, все эмоции и переживания проявлялись грустью, радостью, размышлением над смыслом жизни в стихах. Ведь стихи – это зеркало души.

Стихи, записанные в заветный блокнот, были простые, порой набор слов и выражений без рифм, но каждое и по сей день мне дорого по-своему.

В 2010 году я узнала о литературной группе при редакции газеты «Арзамасская правда», которую возглавлял Александр Иванович Плотников – поэт, рожденный в селе Абрамове, непосредственный участник и свидетель многих свершений, которыми по праву гордятся русские люди. Автор более полутора десятков книг, многочисленных публикаций в периодике – журналах, альманахах, сборниках, газетах, он всей своей жизнью и творчеством принадлежал к числу замечательных людей земли Арзамасской и Нижегородского края. Я взяла в библиотеке сборники поэта. Сатирические стихи, частушки, пародии, тема священной войны, бескорыстная любовь и преданность к Отечеству, описание русского человека и деревни, - эти темы тронули меня до глубины души. Мне стало интересно и любопытно познакомиться со своим земляком, ведь я тоже родом из Абрамова.

Когда я пришла в редакцию, меня встретили тепло и дружелюбно. Когда начала читать свои стихи, Александр Иванович, который на тот момент был в преклонном возрасте, помолчав, сказал: «В этой девочке что-то есть…» И его слова, произнесенные с добром и теплом, навсегда поселились в моем сердце, которое билось от волнения все чаще и чаще. И с каждый разом мои стихи становились все гармоничнее, выразительнее. Я стала участвовать в конкурсах и побеждать, печататься на страницах газет и сборниках. А когда приходила снова в группу, Александр Иванович спрашивал: «Это кто?». И мы опять с ним знакомились, улыбаясь друг другу. А когда у него остался один сборник 2010 года «Стихи разных лет», он подарил его мне с автографом: «Ждем новых хороших стихов».

Судьба нас сводит и разводит с людьми совсем не просто так. Главное – почувствовать, понять и расценить судьбоносную встречу как подарок. Бесценный подарок, который поменял мою жизнь и дал силы жить и дарить частичку своего творчества людям.

Александр Иванович ушел из жизни в 2012 году. Но остались его книги, которые еще долго и долго будут напоминать мне о нем, а значит, наше общение с ним будет продолжаться. Моим жизненным кредо раз и навсегда стали слова моего земляка, с которыми я иду по жизни смело:

Жить для людей.
На том стою.
Лишь так и не иначе.
Чем больше людям отдаю,
Тем становлюсь богаче.

Ольга ПИРОГОВА, победитель конкурса рассказов.

 

Заветный уголок

Одним из любимых и дорогих мне мест города является микрорайон станции Арзамас-1. Он расположен в северо-западном направлении от площади Соборной по Советской улице (Прогонной) в сторону посёлка Высокая гора (бывшего Высокогорского мужского монастыря).

Возник он как посёлок в конце XIX - начале XX веков, когда прокладывалась железная дорога от Нижнего Новгорода до станции Красный Узел. В это же время началось строительство вокзала. До вокзала от улицы Советской (Прогонной) шла шоссейная дорога, вымощенная булыжником. От пакгауза до переезда по Станционному порядку стояла непролазная грязь. После дождей по ней машинам (хоть и ездили они редко) нельзя было проехать. Они вязли по самые колёса.

На этот участок дороги обратили внимание лишь в 1953 году, когда Горьковская область была утверждена как отдельно взятый регион. Дорогу мостили отшлифованным камнем, подгоняя друг к другу. Сейчас этот участок шоссейки с интенсивным автомобильным движением заасфальтирован и расширен. Надо отдать должное дорожникам: на этот участок они обращают внимание - вовремя заделывают трещины, ухабы засыпают щебнем и асфальтируют. Думаю, такое внимание к этому участку шоссейки связано с тем, что ведёт он к памятнику трагедии 1988 года.

Я уже упомянула, что на станции Арзамас-1 есть одно старинное здание – вокзал. Оно выложено из красного кирпича, отличается простотой архитектуры и стойкостью кладки. Даже во время взрыва 1988 года оно устояло (снесло лишь крышу и пристройки к нему), причём взрыв прогремел от него всего лишь в 150 метрах! В музее железнодорожного узла на станции Арзамас-2 о нём написано, что строительство его началось в конце XIX – начале XX веков.

Площадь вокруг вокзала была выложена серой брусчаткой. По рассказам бабушки и мамы, к вокзалу на пролётках, каретах, тройках с бубенцами подъезжали пассажиры. Цокот копыт слышался издалека. Железная дорога начала здесь функционировать в 1901 году. В июле 1903-го по ней проезжал император Николай II со свитою в Саров на открытие и прославление мощей Святого Преподобного Серафима Саровского чудотворца.

А вот как это событие виделось глазами простонародья. Не всех допускали до участия в этом мероприятии, но бабушка и другие любопытные из сёл Красного, Кичанзина взбирались на крутой откос реки Тёши и наблюдали. Всё купечество, духовенство, монашество из пяти монастырей приветствовало царя в роскошных одеждах. Произносили речи, дарили подарки.

Произошли крутые перемены в России: сменился строй, прошли войны, а Арзамас-1 остался небольшим уголком большого района города. Всё так же проходит железная дорога, но движение по ней в течение моей жизни разрослось по различным направлениям. Всё тот же старинный вокзал из красного кирпича с заасфальтированной вокруг него площадью. В скверике на перроне всё те же две фигуры из гипса приветствуют приезжающих в город или проезжающих транзитом. Хотелось бы видеть что-то новенькое, связанное с переустройством города, железной дороги.

Прогуливаясь вечером по перрону вокзала, вспоминаю своё детство, юность, замужество, воспитание детей, внуков. И эти воспоминания согревают мою душу. Я искренне любуюсь этим уголком моей родины.

Н. И. КИРЕЕВА.

Хитросплетения судьбы

Мой род и мои корни тесно переплетаются с историей Арзамаса и Выездной казачьей слободы. Именно здесь имели место быть некоторые любопытные факты из жизни моего города, факты, связанные с именем последнего Российского императора Николая II.

Лето 1903 года, 17 июля. Этот день навсегда останется в памяти арзамассцев как день, связанный с торжеством открытия святых мощей Преподобного Серафима Саровского (сама канонизация батюшки Серафима состоялась уже 19 июля (1 августа) в Сарове). Тогда проездом в Дивеево и Саров арзамасскую землю посетил император Николай Второй со своею семьёй. Его поезд совершил остановку около Храма во имя Преподобного Сергия Радонежского в Выездной слободе. Столько народу тогда присутствовало при этом событии! Был там и мой прапрадед Илья Александрович Баринов. Наш дом и сейчас стоит напротив этого храма. Именно в тот день прапрадед получил бумажную икону с изображением батюшки Серафима. Она была напечатана специально для верующих людей, тех, кто соприкоснулся с духовной силой батюшки Серафима и называется она «Иеромонах Серафим уделяет часть от своей трапезы медведю», а внизу подпись Россия, Одесса, типография Е.И. Фесенко, 1895 год.

Сейчас уже трудно выяснить, продавались ли эти иконы или раздавались всем верующим, да это и не важно, важно, что вместе с ней наша семья обрела сильнейшего заступника и молитвенника Божия. И попала эта икона в нашу семью в памятный для всех арзамассцев 1903 год!

Удивительно, но ровно через 15 лет в ночь с 16 на 17 июля произошла страшная трагедия – расстрел царской семьи. Чудовищное преступление, но такое совпадение дат (17 июля 1903 – 17 июля 1918), неужели, всё это уже было предопределено свыше? А ведь именно в 1903 году, Паша Саровская предсказала Николаю Второму гибель царской семьи.

Очень многие люди спорят о хитросплетениях судьбы, о невероятных совпадениях в ней. Я думаю, что на всё воля Божья и всё в нашем мире происходит не просто так.

Есть ещё одна история, которая связывает жизнь последних Романовых и жизнь выходцев из арзамасской земли. Что это простое совпадение или воля судьбы? Решайте сами.

Известно ли Вам, что в мае 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля Николая II венчал на царство митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), уроженец земли Арзамасской. А теперь представьте, что последним духовником царя, находившегося под арестом в Екатеринбурге в доме Ипатьевых, был выходец из старинной арзамасской купеческой семьи отец Иоанн Сторожев.

Невероятные совпадения! Но как же удивительно всё в жизни бывает переплетено!

Сегодня мой любимый город, как и вся Россия, переживает своё духовное возрождение. Храни Господь, Арзамас и нашу бескрайнюю Родину, не допусти подобных трагедий в настоящем и будущем.

Екатерина СЕРОВА.

Неприемлемое

Ночью прошёл небольшой дождь. Городок стоял свеженький, чистенький и радостно уютный, словно пасхальная избушка. Душа просто летела навстречу лучам восходящего солнца, и ноги едва поспевали за ней. Свет преломлялся в капельках на нежных листочках и слепил глаза фантастическими огнями. Каждой своей клеточкой предвкушала я воскресный отдых с семьёй и длинное-длинное счастливое лето. Я бежала на работу. Это было в шесть тридцать утра 4 июня 1988 года.

А здесь всё, как всегда: рабочий стол – вплотную к стене, микроскопы, чётко направленный яркий свет. Ни ровный гул оборудования, ни сулящий счастье мир, оставленный за бетонными стенами, ни прошлое, ни будущее – ничто не отвлекает меня. Внимание сосредоточено на освещённом пятне микроскопа. Вдруг оно, яркое, стало чёрным. Одновременно в барабанные перепонки ударила гробовая тишина. Через секунду снова вспыхнул свет и вернулся ровный привычный гул производства. В следующий миг окончательно погас свет и всё замерло. Наступила мёртвая тишина. Потом как будто издалекапослышались тревожные крики людей, выбегающих из здания. И где-то совсем рядом – противный размеренный скрип железа. Инстинктивно голова моя повернулась на звук: из-под высокого потолка производственного корпуса одним углом свешивалась длинная оконная рама, лениво раскачивавшаяся на одном ржавом гвозде и чудом не сорвавшаейся с него искорёженной петле. Бежать! Но почему-то не могу… Наконец встала и вышлша на улицу. Все куда-то убегали.

Прелесть жизни будто умерла: и солнце, и чистое небо, и молоденькая травка – всё поблекло. И в этой блеклой непонятности, как на картинке из журнала, висел гриб из серых и белых клубов на светлой длинной прямой ноге. Сердце закричало: «Не может быть! В середине мирной страны… не может быть…» А мозг, скованный неожиданностью, промолчал: он знал, что это…

Любовь ЛЕОНТЬЕВА.

 

Памятник предкам

Осень в этом году нагрянула внезапно и стремительно. Листья в одночасье пожелтели, покраснели, побагровели. Засуетились птицы, собираясь на зимовку в тёплые края. Дожди беспощадно залили отгоравшую зелень трав и разноцветье последних цветов.

В одно такое воскресное утро мы с бабушкой шли на литургию в Воскресенский собор. Под ногами слякотно, на улице и на душе пасмурно. Но вот я подняла голову, чтобы перекреститься перед входом в храм, и замерла. Какое величие! Какая мощь! Перед этим огромным и красивейшим зданием чувствуешь себя крошечкой, пылинкой, песчинкой в Божьем мире и хочется в восторге прокричать: «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!». Как я раньше этого не замечала? На душе потеплело. Грусти будто и не было. Весь мир наполнился красотой – дождь из серого стал блестящим, уходящая листва загорелась яркими весёлыми красками.

Всё сегодня мне казалось необыкновенным. Я никогда не обращала внимания на внутреннее убранство собора, а ведь оно на самом деле удивительное. Роспись на стенах и сводах посвящена земной жизни Иисуса Христа («Бегство в Египет», «Рождество Христово», «Отрок Иисус в храме», «Исцеление слепого», «Тайная вечеря» и т.д.) и выполнена в коричневых и серых тонах, что ничуть не угнетает дух, но напротив – настраивает на молитвенный лад, не отвлекает яркостью красок.

Началась служба и я на время оставила своё знакомство с собором. После отпуста Крестом мне не хотелось уходить из храма, пока не узнаю всё меня интересующее. Поэтому я решила расспросить обо всём бабушку.

- Бабушка, а кто построил наш собор?

- Предки наши построили. Всем «миром» строили. В 1814 году возвратились солдаты с войны домой в Арзамас. Вернулись с великой радостью – победили Наполеона, разгромили французские войска! И решили они в честь такого важного для всей России события заложить в родном городе большой храм в честь Воскресения Словущего. Для этого и все свои «кормовые» деньги (то есть деньги, которые давались на пропитание и обмундирование солдатам) пожертвовали на строительство. А дальше к этому богоугодному делу подключились все жители. Специально для строительства были открыты кирпичные заводы, которые назывались «соборными». Также потребовалось много бутового камня и железа. Что удивительно, создано это величественное сооружение только арзамасскими мастерами. Все – от талантливого архитектора М. П. Коринфского и художников-ступинцев О. С. Серебрякова с сыном и помощников до самого мелкого прораба – были жителями города Арзамаса. До наших дней сохранился величественный резной иконостас работы братьев Василия и Клима Ломакиных, вышитые бисером иконы работы сестёр Алексеевской обители (ныне утраченной). Поэтому Воскресенский собор кроме того, что является кафедральным (здесь находится кафедра местного архиерея), можно назвать памятником мастерству наших предков. А монументальный и торжественный вид этого храма символизирует величие и мощь России.

- Бабушка, а долго строили такое огромное здание?

- Заложен собор в 1814 году, строился 28 лет, а освящён в 1842 году. Часто строительство останавливалось из-за нехватки средств. Тогда по городу и окрестным сёлам ходили с кружкой, жертвователи не скупились – и строительство продолжалось.

Состоятельные граждане делали значительные вклады. Их имена сохранились для потомства благодаря летописцу Н. Щеголькову. Например, об одном из церковных старост, С. Быстрове, мы узнаём, что «когда однажды не достало досок для настилки пола в соборе, он выломал у себя дома полы и отдал их в собор».

Мы вышли из храма и молча побрели домой. Дождь давно закончился. Под ногами шуршала листва. Каким-то особенно дорогим и близким в этот день мне виделся любимый город. Каждое здание, каждое дерево наполняли мою душу новыми думами. Мне казалось, что вот-вот из окна старого дома выглянет девочка в одежде прошлого века и помашет мне рукой, из-за угла вместо автомобиля вывернет телега, запряжённая лошадьми, а из лавки выйдет добрый булочник и протянет мне ароматный бублик.

Наш город – застывшая история. И если её изучать, она оживёт в нашем сердце…

Настя АКИМОВА, 13 лет.

Достопримечательности  города Арзамаса

На правом берегу реки Теши, являющейся  притоком реки Ока, расположен старинный город Арзамас. Город, который имеет площадь 35 км², по указанию Ивана Грозного был создан как город-крепость в 1552 году, с целью обороны юго-восточных границ Российского государства. Название города произошло от одного из мордовских языков (эрзянский), что в переводе обозначает «родная земля». К началу XIX века в городе насчитывалось 36 храмовых сооружений. Многие по своей красоте и величию сохранились до наших дней и входят в список достопримечательностей города Российской Федерации – Арзамас.

Самая главная достопримечательность нашего города Собор Воскресения Христова, который находится на центральной площади Соборной, является гордостью жителей Арзамаса. Собор был построен  в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Храм строился под руководством знаменитого в то время архитектора Михаила Коринфского. В 2014 году исполнилось ровно 200 лет с начала строительства храма, который сохранился до наших дней без изменений. В соборе много исторических икон, но самые главные святыни —  две: чудотворный резной образ Николы Можайского и чудотворный Животворящий Крест Господень. Особое место в интерьере храма выделено иконе XVI века, Воскресения Христова, которая считается самой древней иконой. С 1947 года храм действующий. Туристы имеют возможность присутствовать при церковной службе, которая проходит ежедневно.

Ещё одной достопримечательностью Соборной площади является церковь Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», построенный в 1794 году на месте разобранного храма. Новый Храм имеет два алтаря: один – во имя Архистратига (страж Божьего закона) Михаила и второй – во имя святых Афанасия и Кирилла. Такое дополнение создается обычно в тех храмах, где служба проводится несколько раз в день. А по законам православия проводить литургию с одного алтаря второй раз нельзя.

Гуляя по улице Рождественской можно увидеть Церковь Рождества Христова, построенную на личные средства  арзамасского купца Александра Заяшникова, который поручил  в 1845 году архитектору Константину Тону построить церковь в память умершей младшей дочери. Строительство храма продолжалось семь лет.  В 1852 году сооружение было освящено по православным обычаям. Церковь Рождества Христова считается одной из лучших работ архитектора, но с одним недостатком – у храма нет традиционной колокольни. В 1917 году храм был закрыт и переоборудован на городскую пекарню. Через несколько лет в храме были проведены реставрационные работы, благодаря которым церковь приобрела прежний вид. С 1990 года, после окончательной реставрации, церковь начала функционировать по своему прямому назначению.

Заглянем на Нижнюю автостанцию города Арзамаса, где расположился Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В середине  XVII столетия за существовавшими в то время крепостными стенами  располагалось деревянное храмовое сооружение. Храм был построен  в честь Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых основных реликвий РПЦ. В результате пожара,  в 1681 году, церковь сильно обгорела. Остатки этого храмового сооружения демонтировали, и на этом месте была построена новая каменная церковь. Строительство было закончено в 1802 году, и в этом же году храм был освящен по установленным церковным правилам. Закрытие храма и использование помещения здания храма  для хлебопекарни произошло в 1920 году. В 2004 году церковь была передана Нижегородской епархии и после реставрационных работ в 2006 году была совершена первая литургия.

Жителем нашего города Феофилактом  Яковлевым в центре Арзамаса был построен в 1580 году деревянный Никольский храм. Через некоторое время при храме была организована женская обитель. За всю свою историю женская обитель дважды горела. После последнего пожара, благодаря стараниям монахинь, при поддержке  местного населения,  храмовое сооружение было восстановлено из камня. С 1928 по 1993 гг. женская обитель была закрыта. В 1994 году, после полной реставрации, в монастыре возродилась монашеская жизнь.

В середине XVIII века на Соборной площади было возведено  здание городского самоуправления. Здание являлось для провинции, в те времена, первой постройкой в России для магистрата города. Здание администрации построено в стиле европейского искусства XVII-XVIII вв. С южной стороны ратуша имеет полукруглую выступающую часть, в которой размещалась домовая церковь. В современном здании магистрата находится музей Русского Патриаршества.

Арзамасцы гордятся тем, что в их городе в здании городского управления в 2013 году был открыт единственный в мире музей Русского Патриаршества. Открытие этого эксклюзивного музея является результат  совместного проекта нижегородского исторического музея и нижегородского управления. РПЦ. Посетители музея могут узнать о жизни и деятельности патриархов  в период XIX-XX вв.  Музей хранит личные вещи высшего духовного сана и оригиналы документов, касающиеся их деятельности.

В 1957 году на Соборной площади был открыт историко-художественный музей, который пользуется популярностью не только у туристов, но и у жителей нижегородской земли. В музее собрано около 30000 экспонатов, расположенные в четырех залах, которые отражают историю города, развитие и жизнь современного Арзамаса. Руководство музея отмечает, что посетителей особенно интересует экспонаты мастеров живописи и графики, созданные в 1-ой провинциальной школе живописи А.В. Ступина.

На одной из центральных улиц города находится деревянный одноэтажный  дом, особенность которого заключается в том, что в период  1912-1918 гг. в этом доме, в семье Голиковых, жил будущий писатель  Аркадий Гайдар, автор знаменитой книги «Тимур и его команда». Сейчас здесь  находится  музей А. Гайдара, открытие которого состоялось в 1963 году. Музей состоит из четырех комнат, в которых находятся мебель родителей писателя, личные вещи и документы, связанные с его деятельностью. Музей единственный в России, и его  гордостью являются бережно сохраняющиеся  подлинные рукописи А. Голикова (настоящая фамилия писателя), П.Бажова и М. Горького.

На улице Карла Маркса с 1982 года находится еще одна достопримечательность города – дом-музей М. Пешкова (подлинная фамилия Горького). Согласно документам, в 1902 году, под наблюдение полиции в Арзамас был выслан русский писатель и драматург А.М. Горький, который вместе со своей семьей поселился в этом в старинном  купеческом доме постройки XIX века. Организаторами музея удалось восстановить полностью интерьер и атмосферу того времени. Туристы, интересующиеся историей развития российской литературы, могут осмотреть столовую, гостиную, кабинет писателя и его личные вещи, которые бережно сохраняют работники музея.

На территории  городского парка культуры в 1959 году был выделен участок территории  площадью в 12 га для создания коллекции древесных растений. Участок этого парка принадлежит лесохозяйственному техникуму, созданному в 1946 году, и с той поры рукотворный дендрарий является любимым местом  отдыха для горожан и гостей города и считается  достопримечательностью Арзамаса. Территория дендрария разделена на квадраты одинакового размера.  Между квадратами разбиты аллеи, по которым любители природы, могут обойти 28 квадратов, осмотрев более 145 видов различных  древесных растений.

Вряд ли кто-то из туристов, изучающих достопримечательности Арзамаса, ожидает увидеть здесь Эйфелеву башню. Это великолепно исполненная, очень точная уменьшенная копия знаменитой конструкции расположена в восточной части города, возле коммерческого техникума. Ее построили в 2012 году студенты под руководством Сергея Бродина, который и задумал этот проект. Удивительная копия построена в масштабе 1:40. Высота сооружения - восемь метров. Знаменитое творение Эйфеля передано в мельчайших деталях, которых здесь, как и в оригинале, 18036 единиц. Согласитесь, подобные достопримечательности Арзамаса могут удивить даже искушенного туриста.

Арзамас заслуженно носит звание культурного центра Нижегородской области. Путешествие в старинный уездный городок подарит положительные эмоции и позволит лучше узнать историю и традиции Нижегородской области.

Е.Сухарева, 16 лет.

 

Статьи по теме

Наше местоположение