Администрация МУ ТЭПП доводит до сведения жителей города, что начиная с 3 сентября 2018 года будет производиться заполнение водой и опрессовка магистральных трубопроводов отопления. Руководителям организаций, физическим лицам, имеющим на своем балансе и обслуживающим жилой фонд, объекты социальной сферы, другие здания и помещения, необходимо принять меры по недопущению затопления (пролива) водой помещений теплопотребления.

Мы старше Москвы?

Мы старше Москвы?

Е. Иванова

В этом году Арзамасу исполняется 440 лет. Но это по официальной версии – согласно тому, что впервые наш город упомянут в документах, датированных 1578 годом. Однако среди краеведов есть и такие, кто считает, что Арзамас гораздо старше этой даты – и такие «старцы» и «старицы», как Муром, Казань, Москва и Новгород, могут называться лишь братьями меньшими нашего града. Этой версии придерживается и кандидат исторических наук, член Союза архитекторов России, архитектор–реставратор А. ПЕТРЯШИН, который в пользу этой версии приводит следующие неоспоримые факты:

Мы старше Москвы?

В этом году Арзамасу исполняется 440 лет. Но это по официальной версии – согласно тому, что впервые наш город упомянут в документах, датированных 1578 годом. Однако среди краеведов есть и такие, кто считает, что Арзамас гораздо старше этой даты – и такие «старцы» и «старицы», как Муром, Казань, Москва и Новгород, могут называться лишь братьями меньшими нашего града. Этой версии придерживается и кандидат исторических наук, член Союза архитекторов России, архитектор–реставратор А. ПЕТРЯШИН, который в пользу этой версии приводит следующие неоспоримые факты:

– Убедительное тому подтверждение – артефакты мордовских захоронений ранних веков на территории Арзамасского края, полученные в результате проводимых археологических работ. У нас самый ранний период формирования мордвы можно проследить по материалам Абрамовского могильника IV–VIII вв., который раскапывался в 1970–76 гг. М. Жигановым. Таким образом, мордовские племена, среди которых было самое большое племя эрзя, с четвертого столетия нашей эры активно осваивали эти земли. К сожалению, у мордвы не было своего алфавита и своих летописцев, которые могли бы сохранить нам сведения о раннем периоде истории этого края, да и русские летописи стали появляться значительно позже. Официальная дата основания Арзамаса – 1578 год. Однако город вырос не на пустом месте, его история до XVI в. еще более продолжительная и богатая разными событиями для народов, живших здесь ранее. Пока не найдены исторические документы, в которых четко и ясно говорилось бы о раннем периоде Арзамаса. Сведения, которыми  располагали прежние историки города (Шлейников, Мерлушкин, Семенов–Тяньшанский, да и сам Щегольков), имели под собой устную легендарную основу.

Первые упоминания об Арзамасе связаны с походом  Темир Булата. «Арзамас в 1366 г.
пострадал от набегов Темир Булата. Но впоследствии он возобновлен и заселен казанскими татарами…». На плодородных почвах Окско–Воложско–Сурского междуречия, на обширной территории южной части Нижегородского княжества, с давних времен жили разнообразные племена: мурома, меря, кривичи, бессермены, маджары, булгары, буртасы, кипчаки, ногайцы, башкиры, татары, русские, мордва … Они не всегда враждовали между собой и за долгие годы совместного существования научились мирно жить и сотрудничать. Именно здесь, как утверждают многочисленные авторы, зародилась модель и образ многонациональной России. И, конечно, коренным и самым многочисленным финно–угорским племенем на этих землях были мордва. В дополнение ко всем этим многочисленным народностям и племенам многие летописи сообщают нам о загадочной  «Пургасовой  Руси», образовавшейся в ранние века на этой земле – сообщения эти были сделаны в связи с событиями, происходившими в 1226, 1228 и в 1229 годах.

А где проходили границы обитания Пургасовой Руси и эрзянского народа и располагался главный город племени эрзя? Опираясь на утверждения ученых и убедительный топонимический материал, в котором названы четыре  названия (село Пургасово, два Пургасовых городища и Пургасово прудище), можно сделать вывод, что все они расположены рядом или на самой территории обширного Арзамасского края. Это убедительно говорит о том, что именно здесь среди многочисленного эрзянского народа проживала субэтническая группа «Пургасова Русь». Второй вопрос – где находился главный город мордовского народа эрзя? По–моему, совсем не обязательно, как утверждают многие ученые, например: большой знаток мордовского народа П. Мельников–Печерский, что князь Пургас жил и имел свою  резиденцию в одном из трех поселений, названных в честь него. Тогда в каком из трех? Князь Пургас – вождь, командующий большим и сильным эрзянским войском, против которого великий русский князь Юрий II Всеволодович поднял полки всего своего княжества, да еще и пригласил помогать муромцев и союзника Пуреша, жил на окраине своего княжества в захолустной деревушке? Как–то не солидно, да и стратегически неграмотно для профессионала–воина, предводителя коренного, многочисленного финно–угорского  мордовского народа! Государственное образование, княжество, должно было иметь свой племенной центр, что называется «столичное» поселение – главное городище. Лучшего места для такого поселения по всем геолого–географическим параметрам как то, на котором расположен современный Арзамас, было трудно найти. Это же косвенно подтверждают и археологи  Арзамасского края В. Мартьянов и А. Егошин, утверждая: «… в бассейне р. Теша встречаются практически все типы археологических памятников, известные в лесной зоне Восточной Европы: стоянки, селища, городища эпохи раннего железа и мордовские «тверди», грунтовые и курганные могильники.  …В черте г. Арзамаса городище, скорее всего, уничтожено во время строительных работ…».   

Территории же самого современного города Арзамаса в археологическом аспекте почти не изучалась. Да теперь уже эти исследования, как считал сам главный арзамасский археолог профессор В. Мартьянов,  крайне затруднительны в силу понятных причин – поздняя застройка уничтожила почти весь древний культурный слой. Все исследователи, которые,  определяя территорию проживания мордовского народа эрзя и «Пургасовой Руси», а также ее главный город и резиденцию князя Пургаса, как будто не замечали города, который предположительно вот уже более полутора тысяч лет носит это имя – Арзамас. И только исследователь С. Святкин не совсем уверенно говорит, что политический центр северо–мордовских племен после основания Нижнего Новгорода в 1221 г. «видимо, находился где–то в глубине мордовской земли. Им, возможно, был древний Арта – Арза – Арзамас…». С большой долей уверенности можно утверждать, что главный город мордовского племени эрзя находился не «где–то в глубине мордовской земли», а в центре огромной территории – 200 км с севера на юг и примерно столько же с запада на восток. Столица княжества, которым управлял мордовский князь Пургас, находилась непосредственно на территории современного Арзамаса. По поводу названия города – можно оставить те легковесные цветистые байки о якобы двух мифических мордовских князьках Арся и Масае, которые встретили Ивана Грозного с цветами и подарками и в благодарность за это он сложил их имена и назвал город. В мордовском языке есть прямое и четкое указание. В переводе с мордовского языка: мастор – страна; явмастор – материк; Эрзянь  Мастор – Страна Эрзян. Далее трансформация слова Эрзямас, Орземас и, наконец, Арзамас.  Вывод: главный город эрзи, его столица – древний город Арзамас. Я твердо убежден, что в результате этой целенаправленной работы можно найти много интересного о древней истории родного края, что, несомненно, будет являться значительным вкладом в российскую историческую науку, а городу придаст особый статус в ряде российских городов.

Статьи по теме

Наше местоположение