Внимание

Как смотреть ННТВ после перехода на «цифру»

Местное самоуправление: от прошлого к настоящему

Местное самоуправление: от прошлого к настоящему

В. Панкратов

Местное самоуправление: от прошлого к настоящему

Продолжаем цикл публикаций, посвящённый 25-летию городской Думы Арзамаса.

ОТ СОВЕТОВ - СНОВА К ДУМЕ

Становление и развитие парламентских институтов в первые три года после альтернативных выборов в 1989 году шло очень быстро. Глубокие трансформации в экономике и политике потребовали совершенно новых подходов в законодательном обеспечении преобразований именно на региональном и местном уровнях. Естественно, нужно было не только менять, но и во многом создавать механизмы, позволяющие обеспечить преобразования в правовых рамках.

В этот период в законодательстве впервые появляется понятие «местное самоуправление», которое закреплено в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», принятом 9 апреля 1990 года, а потом и в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». В них местными органами власти были объявлены Советы народных депутатов, а органами управления - местные администрации.

В 1990 году впервые за многие десятилетия Арзамасский городской Совет народных депутатов был сформирован на основе прямых альтернативных выборов, возобновлена должность председателя городского Совета народных депутатов, которым стал И.П. Скляров, а председателем исполкома - С.Т. Метла. После перехода Склярова на работу в Нижний Новгород председателем городского Совета была избрана В.И. Лёзова.

Однако противостояние на самом верху представительной и исполнительной властей в 1993 году, которое в октябре вылилось в прямое силовое столкновение, привело в итоге к тому, что деятельность Советов всех уровней была прекращена, Арзамасский городской Совет народных депутатов был распущен, и город начал готовиться к выборам в новый орган власти.

В ИНТЕРЕСАХ АРЗАМАСЦЕВ

В марте 1994 года в Арзамасе состоялись выборы нового органа местного самоуправления - городской Думы. Примечательно, что городская Дума первого созыва была избрана еще на основании закона РСФСР, по которому в ее состав могли баллотироваться государственные и муниципальные служащие, позднее это положение будет устранено.

Надо признать, что выборы в первую Думу были непростыми. Избирательная кампания проходила на фоне массовой пассивности населения. Надлежало избрать 15 депутатов, однако с первого захода удалось избрать лишь 11, при дополнительных выборах необходимый барьер преодолел всего один. И когда стало ясно, что из-за низкой активности избирателей такое положение может снова повториться, Дума решила работать не в полном составе, тем более что для принятия документов кворум был.

Как положительный момент следует отметить, что в Арзамасе с самого начала решено было не совмещать должности председателя Думы и мэра, как это наблюдалось в некоторых муниципалитетах (например, в Дзержинске). Таким образом, при разделении двух ветвей власти - представительной и исполнительной -депутаты были независимы от мэрии в отстаивании интересов арзамасцев.

Арзамасская городская Дума первого созыва проработала с апреля 1994 по декабрь 1996 года. Самым главным итогом ее деятельности можно назвать то, что, действуя в соответствии с решением областного Совета народных депутатов № 372 от 21 декабря 1993 года «О местном самоуправлении в Нижегородской области на период поэтапной конституционной реформы», новая структура местного самоуправления прошла становление и доказала свою эффективность и жизнеспособность, способс-
твовала плавному переходу к работе в новых условиях, были сняты многие острые вопросы переходного периода в деятельности органов местного самоуправления. Арзамасская Дума одной из первых в Нижегородской области приняла Устав города, который заложил основы местного самоуправления, создал нормативно-правовую базу для разработки других нормативных документов. Были также утверждены Регламент и Положение о городской Думе.

Примечательно, что в бюджетной сфере не было закрыто или перепрофилировано за этот период ни одного учреждения здравоохранения,культуры. Однако из-за недостаточного финансирования было приостановлено строительство некоторых муниципальных объектов. Но за счет взаимозачетов, поиска нетрадиционных решений значительно были ослаблены негативные тенденции в строительстве, в том числе жилья.
Депутаты городской Думы стремились оказать максимальную поддержку предприятиям всех форм собственности в налаживании производства, укреплении экономики путем предоставления им льгот по налогообложению, понимая, что только в этом случае можно говорить о нормальном формировании доходной части городского бюджета. Продолжалась политика освобождения предприятий от несвойственных им функций и принятия в муниципальную собственность объектов социальной сферы. Это позволило ряду предприятий работать с прибылью, нарастить объемы производства.

«Мы считали, что основа бюджета - это его социальная направленность, и твердо придерживались этой позиции, -говорит председатель Думы первого созыва А.Я. Беззубое. -Об этом свидетельствует, например, то, что около четверти бюджета направлялось на нужды народного образования. И это при том, что бюджет был дефицитным. С трудом, но все же решался вопрос выдачи заработной платы учителям, работникам дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, выделялись средства на обеспечение питания школьников. В целом, нам удалось поддерживать нормальное функционирование учреждений здравоохранения, культуры, спорта».

С каждым годом бюджет приобретал социальную направленность. Средства направлялись на поддержку наиболее уязвимых слоев населения, на выплату пособий, компенсаций, покупку лекарств, питание детей, их содержание в детских дошкольных учреждениях, поддержку ветеранов, малоимущих, многодетных.

Депутатам удалось упорядочить предоставление налоговых льгот, что позволило подходить взвешенно к освобож-
дению горожан и предприятий от уплаты налогов. Как пример: в условиях дефицита сумма льгот по налогам только в 1995 году составила 60 миллионов рублей, или 0,01 процента доходной части бюджета.

«Я считаю большим достижением Думы первого созыва то, что, несмотря на различие политических пристрастий депутатов, мы работали дружно. А ведь в некоторых городах и районах, где занимались не столько проблемами местного самоуправления, а политикой, делением власти между представительным и исполнительным органами, вошли в конфликт, там и дела зашли в тупик. Мы же сумели наладить деловое сотрудничество с администрацией. И как результат - не допустили больших промахов», - говорит А.Я. Беззубов.

22 декабря 1996 года прошли выборы депутатов Арзамасской городской Думы
второго созыва. При этом удалось сохранить преемственность представительного органа местного самоуправления: восемь депутатов предыдущего созыва были избраны вновь, что составило 53,3 процента от общего числа народных избранников. Председателем Арзамасской городской Думы второго созыва был снова избран А.Я. Беззубое.

Новому составу городской Думы пришлось работать в кризисный период частой смены правительства, спада промышленного производства, всеобщих неплатежей, недостатка денежных средств не только на развитие, но и для своевременной выплаты заработной платы бюджетникам и детских пособий. Все это и другие обстоятельства сдерживали рост жизненного уровня многих горожан, вызывали социальное напряжение в разных слоях населения. И хотя это во многом и не зависело от органов местной
власти, с этим необходимо было считаться, учитывать в работе представительного органа. Поэтому арзамасские депутаты стремились реагировать на происходящие процессы, принимали конкретные решения по стабилизации текущей обстановки, разрабатывали нормативно-правовые акты, обеспечивающие регулирование возникающих проблем.

Например, экономической стабилизации в городе способствовало положение, принятое Думой в 1998 году, в соответствии с которым с рядом предприятий были заключены двух- и трёхсторонние соглашения, где предусмотрено, что при увеличении объёмов производства и своевременной уплате налогов для этих предприятий создаётся благоприятный режим по снижению уровня налогов и других платежей в бюджет города. Благодаря этому в кризисном 1998 году промышленные предприятия получили прибыль в сумме 156,6 миллиона рублей -это, соответственно, увеличило поступления в бюджет.

Растущий сектор экономики - малый бизнес, создающий дополнительные рабочие места. В городе уже было 9тысяч предпринимателей, что составляло 15 процентов рынка труда. Этому способствовали принятые Думой решения. Безработные освобождались от уплаты регистрационного сбора на право занятия предпринимательской деятельностью. По предложению депутатов А.В. Горенкова, А.Н. Мигу-нова, А.В. Федосеева и постоянной комиссии по бюджету, финансам и налогам городская Дума ввела понижающие коэффициенты: для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и оказывающих бытовые услуги, являющихся инвалидами; для имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей; для матерей-одиночек; для родителей, имеющих на иждивении детей-инвалидов; для пенсионеров; для матерей, имеющих на иждивении детей до 3 лет. Сумма единого налога у этих категорий была снижена благодаря льготам на 50-70 процентов.

По предложению постоянных комиссий по правовым вопросам (председатель А.В. Горенков) и по СЭРГ и МС (председатель И.А. Плотич-кин) была снижена наполовину базовая доходность по налогу на вмененный доход для юридических лиц и предпринимателей, создающих новые рабочие места.

Были предприняты и другие меры экономического характера, направленные на повышение благосостояния населения и доходов в бюджет.

Положительную оценку работе Думе второго созыва дали избиратели, избрав 24 декабря 2000 года депутатов И.А. Плотичкина, А.А. Колосова,

Н.А. Менькова, Г.Ю. Данилкину, А.В. Федосеева, А.В. Горенкова, А.Я. Беззубова в Думу третьего созыва, а депутата А.Н. Мигунова - мэром города Арзамаса (получил 57 процентов голосов избирателей в пером же туре).

Статьи по теме

Наше местоположение