ссылка

СЧЕТЧИК ОТКЛЮЧЕНИЯ АНАЛОГОВЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Лыжи и поезда в проекции экватора

Лыжи и поезда в проекции экватора

Л. Андрюшина

Сосняк звенел от голосов.

Лыжная гонка среди ветеранов. 2013 г.

Лыжи и поезда в проекции экватора

Сосняк звенел от голосов.

- Работаем в горку, работаем! - цепь лыжников, послушная зычному голосу ведущего гонщика, прибавляет темп и движется к баннеру «Лыжня России-2019». Мы, журналисты, смотрим на секундомер.

Ничего себе! Время жителя Арзамаса Сергея Рухманова, ведущего гонщика соревнований, организованных отдыхающими в санатории ветеранами, нетакуж значительно уступает профессиональному. Два километра он бежит меньше, чем за 9 минут!

Сергей Николаевич - потомственный машинист поезда из династии горьковских железнодорожников. Его семья не в одном поколении - пример ударного труда и здорового образа жизни.

Начало профессиональной династии положила в прошлом веке проводница Дарья Ефимовна Рухманова. Та самая легендарная Дарья, вдова с семерыми детьми, которую жена вождя революции Крупская переселила из сормовской землянки в добротное жилье.

Надежда Константиновна ехала в вагоне проводницы Рух-мановой, и бессонной ночью две такие разные по судьбе, но одинаково беспокоящиеся о близких женщины разговорились. Надежда сумела выспросить. Дарья осмелилась рассказать.

«Выучить бы кого-нибудь из детей на машиниста...», - несколько раз вздохнула многодетная проводница «из Горького города». В поселке машинисты ходили в генералах: выправка, форма, сундучок... Мечту осуществил уже старший из сыновей-Николай.

Но первую награду Коле вручили не за работу на железной дороге, а за воздушный транспорт. С подростков мечтавший учиться на пилота, юноша не прошел медкомиссию в летное училище. Всю войну делал детали для самолетов на заводе «Сокол». Трудились, не выходя за проходную. Кого дома не ждали голодные дети, спали в цехе. И хотя медаль «За доблестный труд...»Николай Рухманов получил за то же, за что большинство работавших в то лихое время, но ему награду вручал лично всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин.

Работали не за награды и считали зазорным ими кичиться. Свою медаль герой, как хозяйственный парень, впаял в ручку главному украшению дома - резному шифоньеру. Шифоньер с укрепленной ручкой прожил долгую жизнь.

После войны Николай Рухманов перешел в паровозные кочегары. Угольку в топку он перекидал немерено, пока не встал в кабину за главного. А когда повел паровоз, то не раз попадал в такие ситуации, о которых ни в одной книжке не написано. То вылетит дышло, то сорвет шатун у колеса, то пролетит мимо рук ключ-жезл дежурного по станции, через которую мчится состав. А сколько сил занимала в те времена у локомотивной бригады расчистка снега даже при выезде из депо - в ночной буран да с лютым морозом в придачу!

За ужином дома с особым восторгом слушали все эти истории двое из детей, Анатолий и Сергей. Про одни только электрические аппараты пацаны готовы были выспрашивать часами. Отец поощрял их интерес. Более того, скажем не таясь, когда сыны подросли, у рычагов управления на маневрах рядом с папиными руками, случалось, лежали и ладони мальчишек. То, что другим давалось через учебный труд и жесткий спрос, эти двое впитали в буквальном смысле не только с молоком матери, но и с отцовской краюхой.

- Идешь на работу, характер запирай в сундук, - наказывал отец. А про инструкцию говорил: «Это первая помощь по поддержанию чести», - вспоминает Сергей Николаевич Рухманов.

Видя ненасытность мальчиков до паровозных рассказов, мама всеми силами поддерживала уважительное отношение к делу главы семьи. Надежда Федоровна сама выросла в поселке Сортировочный.

- Дети, поможем мамам и папам готовить эшелоны на передовую! - пришел однажды в класс директор школы.

И четырнадцатилетняя Наденька после занятий пошла заправлять смазкой буксы в парке отправления станции Кондукторской. Меняла воздушные резиновые рукава между вагонами. Взваливала на свои хрупкие плечи 20-килограммовые воздухораспределители, прикрепляла их под вагоны станками, орудиями, солдатами. Все для фронта, все для Победы!

Неудивительно, что после войны она стала лучшим осмотрщиком вагонов на своем участке, обнаруживала больше всех неисправностей.

Бог наградил девушку большой любовью. И детей - сыновей и доченьку - они с Колей растили в заботе и ласке. Тем более, что жизнь в ту пору не особенно-то и баловала.

Жили в бараках с печным отоплением. Сухостой на топливо выписывало депо. Мужская часть семьи пилила, колола дрова, на зиму отец и мальчики складывали огромную поленницу.

Ходили в лес по грибы и ягоды. Да не гуляючи, как мы сегодня, а с ведрами да рюкзаками - за пропитанием. Засаливали и замачивали запасы целыми кадками в погребе. После уборки урожая с полей поселковые ребятишки подбирали оставшуюся и выбракованную картошку, капусту, свеклу, морковь.

Жили как все. И до глубокой старости имели светлую голову и крепкое тело, пользовались почетом и уважением соседей. Николаю Рухманову уважение было за троих. Машинист играл в футбольной команде за депо, за отделение, за дорогу. Товарищи считали Николая профессиональным полузащитником и особо серьезные матчи планировали на его отсыпные - выходные. Футболисты благодаря отважному полузащитнику не раз оказывались в чемпионах.

Трудовой стаж Николая и Надежды Рухмановых 105 лет. Они успели сыграть золотую свадьбу и дождаться внуков. Надежда Федоровна сегодня в свои девяносто с хвостиком выглядит молодцом. Ей прибавляет сил гордость за детей.

Первенец Анатолий рос крепким и четко сознающим цель своей жизни юношей: закончить училище и встать в кабину локомотива.

Младший Сережа хотел попробовать все: играл в шахматы, имел хороший музыкальный слух и голос, уже в школе получил первый разряд по лыжам и легкой атлетике, пионерская организация считала его лучшим комсомольским вожатым.

Но судьба опять распорядилась в пользу традиций профессиональной династии. Второй по старшинству сын тоже закончил железнодорожное училище, причем с отличием. Позже он получит диплом техникума и всю жизнь будет продолжать учиться.

Спустя три месяца работы на дороге вся группа помощников машиниста, с которой учился Сергей, ушла служить в армию. И из 35 выпускников через два года на железную дорогу пришли только 5 ребят. Рухманов оказался в их числе. «Начал дело, не бросай!» - с детства наставлял отец.

В рейсы Рухмановы отправлялись уже втроем. Отец водил грузовые поезда в Сухобезводное и Вязники. Братья работали на главном пути от Москвы: ездили до Владимира, Шахуньи, Арзамаса.

- Будешь участвовать за колонну в соревнованиях? -спросил в один январский день младшего Рухманова инструктор, зная его разносторонние интересы.

Лыжные гонки оказались жаркими. Первозимник выложился полностью, поднялся на высшую ступеньку почета и вывел команду в лидеры. Следом на волейбольной площадке он из дальнего угла с неудобной позиции забил решающий мяч. С тех дней Сергей Рухманов влился в спортивную элиту тяги, его портрет как результативного многоборца занял прочное место на Доске почета. А дипломы, кубки и медали начали потихоньку заполнять стены его комнаты.

Сегодня Сергей Николаевич Рухманов, вспоминая самые яркие победы, называет десятки имен товарищей по команде, без которых эти победы были бы невозможны. Рассказывает удивительные истории о фантастических усилиях и уникальных талантах своих тренеров, которые тянули на вершину и радовались победам не меньше подопечного. Благодаря наставникам сегодня он сам - энциклопедия опыта борьбы за голы, очки, секунды, воспитатель новых спортсменов.

Но факт остается фактом: близкие ему люди утверждают, что любую почетную грамоту он в первую очередь нес домой родителям. Их радость и гордость оставалась лучшим стимулом любого рывка вперед до самого его серебряного возраста.

Пришла с годами выносливость. И (вот они ключи к долголетию!) с каждым днем жизни, утверждает Сергей Николаевич, все ярче и отчетливее ощущается радость от движения - от быстрого скольжения, удачного броска, даже от вовремя сделанного и добавившего силы вдоха на дистанции. Кстати, только на лыжах с начала этой зимы он накатал по окрестностям свыше тысячи километров. И если считать, что такое расстояние ему было доступно с молодости, то получается, что он на лыжах пробежал путь, равный экватору Земли.

Мудрец сказал: в здоровом теле здоровый дух - великое благо. И важное условие эффективной работы - дополнит это высказывание любой трудовой коллектив.

Машинист Рухманов провел на маршрутах от станции Горький до Арзамаса, Шахуньи и Владимира более 6000 грузовых поездов. Перевез свыше 1 млн 500 тонн груза. За его плечами 1,5 миллиона километров безаварийной работы. Длина современного грузового состава может составлять километр. Сергей Николаевич, считай, 37 раз объехал по экватору вокруг Земли на поезде длиной от Арзамаса до Владивостока!

Он водил экспериментальные тяжеловесные поезда - это титанический труд. Возглавлял бригаду на пункте технического осмотра вагонов. Был в отделении диспетчером по локомотивному кругу - отслеживал и организовывал маршруты составов, которые ни в коем случае не должны пересечься, а тем более столкнуться. И как любой опытный работник тягового хозяйства, он мог бы рассказать о сотне случаев, в которых его команде потребовались сверхусилия для обеспечения безопасности движения. Ситуация на дороге не всегда зависит от высокого уровня профессионализма обслуживающих ее людей. Случается, до аварии и даже крушения доводит простая беспечность пешехода.

Офицер запаса, Сергей Рухманов дослужился до капитана в должности замполита роты. Сын своей эпохи, член КПСС, верил в то, что наша страна построит коммунизм. Сам честен и работящ, он не приемлет грубость, сквернословие, нарушение данного товарищу слова. Мастером производственного обучения в железнодорожном училище преподавал не только техническую грамотность, но и воспитывал в мальчишках порядочность, неконфликтность, активную жизненную позицию.

Покинув кабину локомотива и железнодорожный спорт, Сергей Николаевич стал играть за команду своего города.

- Десять последних лет Сергей Николаевич Рухманов участвует в спартакиадах Комитетов управления районами города Арзамаса, - рассказывает главный специалист комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации Арзамаса Надежда Александровна Титова. - Он активно пользуется возможностями физкультурно-оздоровительной базы «Снежинка», постоянно занимается в залах городского ФОКа.

Показывает успехи в плавании, лыжах и городках, участвует в областной спартакиаде среди ветеранов.

Мужает следующее поколение Рухмановых. Сыновья Анатолия и Сергея - Александр и Алексей - закончили Санкт-Петербургский университет путей сообщения. Александр Анатольевич остался на Октябрьской железной дороге. Алексей Сергеевич работал на станции Дзержинск, потом в управлении Горьковской магистрали, а сейчас отправился на железную дорогу в Германию. Молодые открыли счет четвертой сотне лет династии Рухмановых.

... Журналисты уезжали с трассы «Лыжни России» с богатой информацией. И самой удивительной ее частью стали факты из жизни участника гонки, ветерана труда Сергея Николаевича Рухманова. В эти февральские дни он увлек даже самых неспортивных коллег своим любимым многоборьем. Показал в «Серебряных ключах», где проходила гонка, - в бассейне, на теннисном корте, за шахматной доской и на бильярдном поле - лучшие результаты, опередив молодых.

 

Статьи по теме

Наше местоположение