Кузница рабочих кадров

Кузница рабочих кадров

Т. Коннова

П. Пландин сыграл огромную роль в создании системы подготовки профессиональных рабочих кадров. По его инициативе в 1960 году управлением профтех-образования в городе было организовано первое профессионально–техническое училище.

С учащимися в нижнем ряду слева направо: преподаватель Ю.А. Наумов, зам. директора по учебно-производственной работе В.И. Сушенков, директор ТУ № 5 А.П. Кирбитов, зам. директора по учебно-воспитательной работе В.П. Шумкова, мастер производственного обучения А.В. Кураев.

Кузница рабочих кадров

П. Пландин сыграл огромную роль в создании системы подготовки профессиональных рабочих кадров. По его инициативе в 1960 году управлением профтех-образования в городе было организовано первое профессионально–техническое училище.

Оно располагалось на ул. Кооперативной (ныне Гостиный ряд – прим. ред.) в доме № 30 – здании бывшего лесного техникума, а затем политехнического института. На совещании у Павла Ивановича первым директором учебного заведения был назначен работник предприятия Ю. Солдатов. Преподавательский состав был также подобран из числа заводчан. Первоначально это было училище № 31, а затем – ТУ № 5.

Подопечные завода

С первых дней новое образовательное учреждение ощущало поддержку со стороны руководства завода и лично П. Пландина. По его указанию за каждой из служб училища были закреплены цеха, в обязанности которых входило оснащение мастерских всем необходимым. С производ-ственных площадок предприятия в училище было завезено более 100 единиц оборудования, весь необходимый инструмент. Обучение проходило на деталях заводского изготовления, что обеспечивало быструю и качественную подготовку станочников в механические цеха. Кроме того, заводские службы производили ремонт станочного парка, косметический ремонт в учебных классах и мастерских.

Мнение:

А. Пищерков,
токарь цеха № 65, выпускник 1977–1978 гг.:
– Мне тогда было чуть больше 15 лет. Учился с удовольствием. Нам преподавали черчение, электротехнику, токарное дело, экономику, были уроки физкультуры, военной подготовки, эстетики. В группе у нас обучались и девочки. После уроков, кто хотел, работал в мастерских, чтобы лучше научиться владеть станком. Бывало, мы изготавливали для завода «Легмаш» простые детали и получали за это зарплату.
Наряду со всеми сдавали государственный экзамен: чертили чертежи, писали технологии, изготавливали детали, защищали свои работы перед комиссией. Весной пошел на практику на наш завод, работал в цехе № 65 за станком 1К62, наставником у меня был И. Кириллин. Потом направили в цех № 55, а после армии – снова в 65–й. Когда вернулся на завод, мне дали «подъемные» 100 рублей и магнитофон «Легенда», а через два–три месяца – еще 200 рублей. По тем временам это были немалые деньги.
Чтобы получить разряд, учился в училище второй раз на вечернем сменном отделении. Так что у меня имеются два диплома ТУ № 5. Сегодня мой трудовой стаж на АПЗ почти 40 лет.

– Павел Иванович был членом бюро городского комитета партии и участвовал в совещаниях партийного актива города, – вспоминает мастер производственного обучения с 1977 по 1985 годы А. Кураев. – Мне довелось выступать по вопросу подготовки молодых кадров для предприятия. Однажды в своем докладе я отметил, что в плачевном состоянии находится контрольно–измерительное оборудование и инструмент. Павел Иванович, заседавший в президиуме, внимательно меня выслушал. На следующее утро на работе старший мастер сообщил мне, что с завода в 7 утра прибыли ящики с новыми штангельциркулями, а старые забрали на ремонт. Вот так оперативно Павел Иванович реагировал на наши нужды. Помню еще, как меня направили от училища к нему с просьбой передать один из заводских станков, который не был задействован в производ-ственном процессе. Вопрос решился моментально: Павел Иванович красным карандашом написал «Передать», и бригада такелажников перевезла станок в мастерскую.

С путевкой в профессию

Училище готовило рабочих шести специальностей: токарей, фрезеровщиков, слесарей–сборщиков авиа-ционных приборов, слесарей–ремонтников, электриков по промышленному оборудованию, слесарей–инструментальщиков. Учебная программа была составлена таким образом, что теория чередовалась с практикой и включала специальные предметы. Обучались выпускники 8–10–х классов из разных районов области.

После Ю. Солдатова директором училища был назначен работник парткома завода Б. Кротов. В 1975 году ТУ возглавил начальник цеха № 45 А. Кирбитов, который руководил им до 1995 года.

Мнение:

С. Бородавкин,
наладчик станков и манипуляторов с ПУ цеха № 54, выпускник 1977–78 гг.:
– В этом году исполнилось 40 лет нашему выпуску. Благодаря училищу и преподавателям я имею любимую профессию, которая позволила мне стать наладчиком высокого разряда, научить своему делу сыновей, которые трудятся в этом же цехе. До сих пор вспоминаю уроки черчения, токарного дела, профессиональные советы А. Кураева, А. Крюкова и многих других. Низкий им поклон!

Училище выпускало ежегодно по 350–400 специалистов. Так как базовым предприятием, на которое было ориентировано учебное заведение, был АПЗ, то без разрешения министерства авиационной промышленности учащихся нельзя было направлять в другую отрасль хозяйства. Часть ребят отправляли на «родственные» заводы в Ленинград, Горький, Кстово.

Учащиеся получали стипендию, после обучения проходили практику в цехах АПЗ. Им, четырнадцатилетним, уже платили зарплату, а их рабочий день организовывали так, чтобы они могли продолжать учиться в общеобразовательной вечерней школе. Кроме учебы, студенты участвовали в общественных и культурных мероприятиях, ездили на экскурсии в города–герои.

Преподавательский коллектив училища имел свободный пропуск на предприятие, что позволяло поддерживать постоянную связь с производством и вносить новше-ства в учебный процесс.

По воспоминаниям педагогов, ребята учились с большим воодушевлением, часто те, кто не успевал в обычной школе, отлично работали за станком и получали повышенный 3–й разряд вместо 2–го. Сегодня выпускники ТУ № 5 – одни из лучших специалистов АПЗ.

Фото Е. Галкиной и из архива А. Кураева.

Статьи по теме