ссылка

СЧЕТЧИК ОТКЛЮЧЕНИЯ АНАЛОГОВЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Год театра: успехи и планы

Год театра: успехи и планы

Беседа театроведа Галины Пучковой с главным режиссёром Арзамасского театра драмы, заслуженным артистом Карелии Аманом КУЛИЕВЫМ:

Год театра: успехи и планы

Беседа театроведа Галины Пучковой с главным режиссёром Арзамасского театра драмы, заслуженным артистом Карелии Аманом КУЛИЕВЫМ:

- Аман Ягмурович, продолжается сезон объявленного в России Года театра -2019. В газетах отмечались успехи арзамасской сцены за прошлый сезон - 2017-2018 - и достойная встреча Года театра. Вы получили много наград, причем за пределами Арзамаса. Только что отмечен Всемирный день театра. Подведите главные итоги, чтобы читатели ясно представляли все достижения коллектива.

- Арзамасский театр драмы был отобран в числе шести лучших театров для участия во Всероссийском московском фестивале «Сказочный мир», где наш театр получил «Специальный приз жюри» со сказкой «Дочь Пурги» (А.Староторжский, Л.Титова). В 2017 году ко Дню работников культуры и к Международному дню театра были вручены: благодарность депутата Государственной Думы Российской Федерации Дениса Москвина — директору МБУК «Арзамасский театр драмы» Марине Швецовой; почётный диплом губернатора Нижегородской области — главному балетмейстеру Галине Удот; благодарственные письма получили артисты Юрий Рослов, Михаил Польдяев. Театр был приглашен на три фестиваля. На премьере спектакля «Исповедь» присутствовал руководитель министерства культуры Нижегородской области Сергей Горин, отметив огромную работу, проводимую театром в области просвещения, а также мастерство режиссуры и актерской игры. За спектакль «Исповедь» по пьесе Вячеслава Панкратова театр получил грамоты от Митрополита Арзамасского и Нижегородского Георгия.

- В оставшееся время Года театра вы планируете поставить музыкальную комедию «Левша косорукий» по известному произведению Лескова и молодежный спектакль «Антигона» по пьесе французского драматурга Жана Ануя. Почему выбраны именно эти авторы?

- Выбор пьес не случаен. Драматурги Борис Рацер и Владимир Константинов совместно с композитором Владимиром Дмитриевым создали новую музыкальносценическую версию повести Лескова. Это интересный опыт создания оперетты, или точнее - музыкальной комедии, на сюжет, заимствованный из русской классической литературы. Безусловно, отдельные мотивы повести в пьесе переосмыслены соответственно требованиям времени и жанра.

Не следует забывать, что Арзамасский театр в своё время пережил объединение с оперным театром. У нас уже был опыт постановки музыкальных комедий, в частности спектакль «Дон Жуан в Севилье», «Здрасьте, я ваша тетя!», который очень тепло был принят арзамасцами. В Год театра мы решили поставить еще одну очень яркую музыкальную комедию. Без сомнения, прекрасная музыка Дмитриева, бесконечная череда комических поворотов сюжета, патриотические чувства русских людей, совсем по-родственному относящихся к главным персонажам пьесы, - это особые магниты, которые, надеемся, гарантируют тёплый прием публики. Мы собираемся увлечь зрителей замечательной игрой в стиле русского балагана.

Да, мы хотим порадовать и молодых арзамасцев спектаклем «Антигона» по пьесе Жана Ануя. В древнегреческой трагедии «Антигона» главная героиня должна была сделать выбор между долгом перед погибшим братом и причинами от этого долга отказаться. Сложный выбор не раз делает каждый из нас в своей жизни. Постановку этой пьесы мы адресуем прежде всего молодому поколению, но надеемся, что произведение французского драматурга будет интересно всем зрителям.

- В ноябре 2018 года зрители увидели очень талантливую вашу премьеру «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Н. Островского. Ведь этого классика-драматурга сейчас все труднее ставить в традициях русского реалистического психологического театра. А у вас здорово получилось! Блестяще исполнена главная роль карьериста Глумова артистом Михаилом Польдяевым. Целое открытие! Хотелось бы подчеркнуть и оригинальность образа генерала Крутицкого в исполнении Александра Егорова. В «четыре глаза» смотришь на поведение этого молодящегося старика - одежда, выправка, а неповторимо привлекательный тембр голоса, который дан артис-
ту от природы! А что за прелесть Екатерина Главатских в роли молодой купчихи Мамаевой! Как будто с картины какого-то русского художника сошла, во всей фактурной привлекательности. Как режиссёрски тонко и актёрски убедительно, изящно разработано сексуальное кокетство. Мне представляется эта постановка по Островскому одной из лучших среди многих на сцене нашего театра. Взят такой убыстренный темпоритм, что я опасалась, как бы кто-нибудь не выпал из него. Но к чести всего коллектива, спектакль, режиссерски продуманный до мелочей, удался. Как вы сумели этого достичь? А как экономно и афористично вписывается круглый подиум в центре сцены! Я воспринимаю это как московский купеческий район Зарядье, в котором жил и сам Островский. Круг - это лихорадочный бег купцов за бешеными деньгами. Он великолепно выражает сверхзадачу всей постановки. Это так?

- Мы очень рады, что спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» получился. Чтобы понять своего героя и прожить жизнь вместе с ним, надо было много работать. И мы работали! Герои Островского в постановке оживают в новых образах и, надеемся, становятся понятными молодому современнику, вырабатывающему свои стратегии выхода в люди. Вы верно заметили, что кольцевая конструкция в оформлении сцены выбрана не случайно. Она рождает множество ассоциаций. В частности, и толкование того, что круг -это и стремление к обогащению, которому нет конца, и идея вечного повторения, мысль о том, что в нашем мире ничего не меняется.

- Ведущая актриса Нижегородского театра драмы Маргарита Алашеева высказалась недавно так: «В провинции сегодня практически нет театральных режиссеров, а профессиональным развитием актеров кто-то должен заниматься. Вот приходит в труппу молодежь, о них надо заботиться, их надо растить». Но, судя по вашим спектаклям, вы много работаете с молодежью, из которой в основном состоит труппа сейчас. Полезно, конечно, и приглашение столичных режиссеров. Петербуржцы режиссер Александр Иванов, поставивший в этот сезон великолепный спектакль Е. Шварца, художник Елизавета Егорова, хореограф Анна Копытинская очень хвалили арзамасских артистов за то, что они работали с творческой энергией, вдохновенно, как и все сотрудники постановки. Действительно, премьера «Тень» в сезон Года театра получилась захватывающей, покоряющей всех зрителей. Раньше театр ослаблялся текучестью актерского состава, особенно молодого. Как сейчас?

- Да, действительно, Арзамасский театр сегодня делает ставку на молодых артистов. Так и должно быть. Но задача в том, что бы шло формирование полноценного творческого коллектива, где есть талантливая молодежь, среднее поколение актеров, составляющее костяк театра, и старшее поколение. Однако наш девиз - «Всегда оставаться молодыми!».

Мы, конечно же, сотрудничаем с режиссерами других театров. Александр Иванов ставил у нас спектакль по пьесе М. Горького «Зыковы», а также по пьесе Е. Щварца «Тень». Радует, что эти постановки тепло приняты зрителями.

- Последняя премьера театра под вашей режиссурой - «Другая жизнь мне не нужна» (панорама по рассказам А. П. Гайдара), показанная в январе к 115-летию писателя. Меня поразила почти абсолютная тишина в зале во время представления, хотя смотрели спектакль в основном дети среднего возраста. Гайдар представлен каким-то обновленным, интересным. Есть даже юмористические сцены. Правда, не все зрители знают, по каким произведениям вы составили сценарий. Назовите, пожалуйста.

- Мы очень рады, что напомнили еще раз арзамасцам об Аркадии Гайдаре, имя которого сегодня неоправданно предано забвению. Это личность сложная и очень неоднозначная, что, однако, отчасти и объясняет его особый писательский талант. Его произведения - это мир военного времени, увиденный глазами ребенка. Кажется, что Гайдар так и не повзрослел, поскольку не утратил юношеской веры в героическое. Гражданская война - важная часть его жизненной и творческой биографии. Для спектакля были взяты его ранние рассказы, с которыми сегодня мало кто знаком. Это «Случай с Лёвкой Демченко», «Конец Лёвки Демченко», «Ночь в карауле», «Серёжка Чубатов», «Бомба» и другие. Мы взяли также письма Гайдара, адресованные отцу.

- Очень хорошо и тактично о вашем таланте режиссера пишет Вячеслав Панкратов в недавно вышедшей его книге «Река времени» в разделе «Драма жизни без героев». Подробно анализируются, в частности, ваша постановка «Исповеди» (по повести В. Панкратова) о судьбе нашего земляка патриарха Сергия Страгородского, а также спектакли режиссера Александра Иванова «Зыковы» по пьесе М. Горького и «Тень» Е. Шварца. Коллективу театра и лично вам, директору М. Швецовой желаю дальнейших успехов. Что вы пожелаете зрителям?

- Дорогие наши зрители! Арзамасцы! Спасибо, что вы помните о театре всегда, а не только в Год театра. Арзамас был и остается театральным городом. Театр - это великое искусство, которое учит быть человеком, чувствовать и сопереживать. Он исцеляет человека изнутри, расставляя перед ним возможные ситуации жизни. Катарсис - это потрясение чувств, это исцеление.

Арзамасский театр драмы - это еще и сердце города, это целая жизнь многих поколений арзамасцев. Это его история. Это его будущее. Театр -это память, то есть свойство человека сохранять былое. Сохранять — означает сберегать. Память — это, говоря языком современных компьютерщиков, свободный доступ к своему прошлому и желание поразмышлять о настоящем и будущем.

У нашего театра есть рулевой, от которого очень многое зависит, - директор Марина Швецова. Она возглавила театр в очень сложное для него время. Мы живы и любимы зрителями в том числе и благодаря её самоотверженному служению Арзамасскому драматическому театру. Наши спектакли могут нравиться или не нравиться, но нельзя оспорить главного -неиссякаемого творческого вдохновения коллектива и растущего год от года профессионализма. Артисты театра всегда стремятся к тому, чтобы каждый спектакль заставлял зрителей не только наслаждаться увиденным, но и думать. С Годом театра, наши любимые зрители!

 

Статьи по теме

Наше местоположение