Внимание!

Началась подписка на газету "Арзамасские новости" на I полугодие 2020 г. Оформление во всех отделениях почтовой связи города и района. Подписная цена на 6 мес. - 541,98 руб., для ветеранов войны и инвалидов 1 и 2 групп - 446,82 руб.

Главное - сформировать личность

Главное - сформировать личность

С. Разживина

Борис Сергеевич Кондратьев - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Арзамасского филиала ННГУим. Лобачевского - отмечает 50-летний юбилей профессиональной деятельности. Он успешно занимается не только научной и педагогической деятельностью, но и журналистикой, и театральной критикой, поэтому ему всегда было чем поделиться со студентами и школьниками.

ФОТО М. Демянко

Главное - сформировать личность

Борис Сергеевич Кондратьев - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Арзамасского филиала ННГУим. Лобачевского - отмечает 50-летний юбилей профессиональной деятельности. Он успешно занимается не только научной и педагогической деятельностью, но и журналистикой, и театральной критикой, поэтому ему всегда было чем поделиться со студентами и школьниками.

- Борис Сергеевич, когда же всё началось? Когда вы решили, что хотите связать свою жизнь с преподаванием?

- Об этом я поначалу и не мечтал, меня всегда интересовала журналистика. Свою первую заметку написал в восьмом классе, это был краткий очерк о нашей зимней прогулке. Моя любовь к журналистике определилась не случайно, ведь вся наша семья так или иначе была связана с этой сферой деятельности: мама работала цензором в газете «Арзамасская правда», папа - директором типографии, дядя - также газетчик. И сам я всегда любил читать, писать.

В 1965 году после окончания школы встал выбор: поступать в МГУ на факультет журналистики или остаться в Арзамасе. Выбрал свой родной город и институт - АГПИ им. А.П. Гайдара. В 1969 году защитил дипломную работу по творчеству Аркадия
Петровича Гайдара, она понравилась руководителю кафедры, и тот предложил мне остаться работать в институте. Я согласился и не пожалел.

- Как вы перешли к педагогической деятельности?

- В 1972 году уехал учиться в аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина, а спустя три года стал кандидатом филологических наук. При определённых обстоятельствах я мог остаться в Москве, но появилось чувство, возможно, провинциальное: нет, в любимом Арзамасе, в родном институте лучше.

Здесь я снова стал разрабатывать гайдаровскую тему, параллельно начал заниматься Ф.М. Достоевским. И в 2000 году защитил докторскую диссертацию по мифопоэтике его творчества. Основным же направлением своей деятельности считаю педагогическую сферу: читал и читаю курс русской литературы XIX века, разработал
несколько авторских программ для студентов-филологов. Кроме того, никогда не терял связь со школой.

Ещё одной моей любовью является театр. В течение 10 лет я возглавлял студенческий театр сатиры, ведущим артистом которого был директор нашего филиала, тогда ещё студент Сергей Пяткин. 25 лет я проработал заведующим литературной частью в Арзамасском театре драмы. Конечно, не забывал и журналистику.

- Вы не жалеете, что не все мечты и желания исполнились в полной мере?

- Нет, конечно, но иногда я задумываюсь: а если бы?... Два года назад издал книгу «В поисках воспоминаний», где размышляю о прожитом, о друзьях и близких, с кем было пройдено немало дорог. Книга помогла мне понять, что судьбу не выбирают, это она выбирает нас. Всё в жизни взаимосвязано, ничего случайного не бывает.

- В чём вы видите смысл деятельности учителя, преподавателя?

- Я по натуре не столько академический учёный, сколько просветитель. В чём суть просветительства? Приучать людей к высоким культурным ценностям, к красоте, литературе. Интерес к чтению падает, а ведь именно книга «будит» в человеке эстетическое чувство. Поэтому мы когда-то создали в Арзамасе отделение Международного фонда славянской письменности и культуры, который я до сих пор возглавляю. Каждый год в мае мы проводим Дни славянской письменности.

- Есть ли разница между прежними и нынешними студентами?

- Этот вопрос задают очень часто, и я думаю, что так прямолинейно сравнивать студентов разных поколений нельзя. Скажу лишь, что уровень образованности нынешнего студента намного ниже, но это поправимо, ведь для чего же тогда нужен педагог? У каждого поколения свои интересы, сейчас появились волонтёрские организации, КВН и так далее, многие занимаются и учёбой, и научной деятельностью, успевая при этом быть активистами. Нет студента вообще, а есть студент того или иного вуза, впитавший в себя его традиции.

- Что вы можете пожелать молодым специалистам? Стоит ли идти в школу?

- Если раньше, особенно на селе, отношение к учителю было крайне уважительное, перед ним преклонялись, учитель был просветителем и имел достойную зарплату, то сейчас многое изменилось. Но вопреки отношению общества, вопреки тому, что у нас разрушается система образования, вопреки всему -выпускники идут в школу. Почему? Видимо, имеются люди (я себя тоже отношу к ним), у которых есть потребность формировать личность. Учитель должен не просто давать знания, он обязан помочь ученику стать личностью духовно богатой, способной жить и творить в соответствии с идеалом, видеть и понимать прекрасное. Сегодня быть учителем может только тот, кто любит школу, одержим идеей просвещения, учитель-энтузиаст. Этого хочется пожелать и нашим выпускникам: идите в школу, несите разумное, доброе, вечное...

Статьи по теме

Наше местоположение