Внимание! Началась подписная кампания

Ее можно оформить во всех отделениях почтовой связи города и района. Подписная цена: на 6 мес.- 504,54 руб., для ветеранов войны и инвалидов 1 и 2 группы- 440,82 руб., на 1 месяц 84, 09 руб.

Форматирование сознания

Форматирование сознания

В. Широков

Форматирование сознания

Как незаметно слова меняют смысл! Вернее, свою окраску – из отрицательной в положительную. Задумаешься над этим явлением – и, честное слово, страшно становится.

Давайте вспомним – раньше у нас слова «амбиция», «амбициозный» характеризовали личность все–таки с отрицательной стороны. Об этом говорит их происхождение – они от латинского ambitio «хождение вокруг, круговое движение; честолюбие, тщеславие». Что означает это хождение вокруг, как не эгоцентризм? Ни советский коллективизм, ни старая русская соборность не принимали этого, недаром в классической литературе «впадали в амбицию» лишь отрицательные персонажи.

А теперь что? Теперь одно из требований при подборе кадров  – амбициозность. Неамбициозным быть не то чтобы не модно, а просто неприемлемо в современных условиях жесткой конкуренции на рынке труда и в других сферах жизни. Надо сказать, для этих слов – амбиция, амбициозность – была и промежуточная стадия: говорили «у него здоровые амбиции», то есть все–таки подразумевалось, что вообще–то амбиции – дело не очень хорошее. Сейчас уже и таких уточнений не требуется. Говорят просто – «он амбициозен», и это сразу же должно нарисовать у людей образ целеустремленного и энергичного человека.

Реклама – двигатель не только торговли, но и понятий в наших головах. Все мы видим эти примеры: «бесчеловечные цены», «бессовестные скидки», «убойные акции»… Да мало ли подобного можно сейчас увидеть и услышать! Подразумевается, что это должно неотразимо подействовать на покупательский интерес, огорошить с ходу и заставить раскошелиться, испытав неземную радость от покупки. В итоге в нашем сознании как бы закрепляется «положительный имидж» бесчеловечности и бессовестности! Скажете – ну это же шутка, юмор! Нет, это маленькие, но твердые шаги в сторону размывания понятий добра и зла.

Еще примеры? Пожалуйста! Возьмем культовый у детей мультик «Гадкий Я». Речь не о нем, а о продолжении темы «гадкости». Видел рекламу яркого дня рождения для детей, где слово «яркий» перечеркнуто и вписано «гадкий». Получается, детей хотят привлечь «гадким днем рождения», опять же – создать положительный имидж слову «гадкий». Опять маленький шажок…

Кто–то скажет – подумаешь, ерунда какая, вы просто придираетесь! Допустим. Тогда почему же такие слова нашего языка, как «мораль», «честность», «порядочность», «деликатность», «такт» для сегодняшних детей становятся чужими? Этих слов не услышишь и не прочитаешь сегодня, мало кто в молодом поколении может определить их значение. Неужели скоро в словарях рядом с этими словами мы увидим пометку «устар.»?

Статьи по теме

Наше местоположение