Внимание

Как смотреть ННТВ после перехода на «цифру»

«Чтобы белое стало белым...»

«Чтобы белое стало белым...»

В октябре прошлого года Русская православная церковь (РПЦ) разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Такое решение принято по итогам заседания Священного Синода РПЦ. Синод под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и с участием митрополита украинской православной церкви (Московского патриархата) Онуфрия впервые прошел за пределами России - в Минске. Событие трехмесячной давности продолжает волновать умы россиян и всех здравомыслящих людей, тем более, что это касается сферы веры человека. Именно этой теме мы посвятили свою очередную беседу с помощником благочинного Арзамаса по вопросам образования и катехизации, иереем Александром ШИШКОВЫМ.

«Чтобы белое стало белым...»

В октябре прошлого года Русская православная церковь (РПЦ) разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Такое решение принято по итогам заседания Священного Синода РПЦ. Синод под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и с участием митрополита украинской православной церкви (Московского патриархата) Онуфрия впервые прошел за пределами России - в Минске. Событие трехмесячной давности продолжает волновать умы россиян и всех здравомыслящих людей, тем более, что это касается сферы веры человека. Именно этой теме мы посвятили свою очередную беседу с помощником благочинного Арзамаса по вопросам образования и катехизации, иереем Александром ШИШКОВЫМ.

- Отец Александр, каковы были предпосылки такого серьезного шага?

- Чтобы понять полную картину случившегося, нужно вернуться к корням, в далекий 13 век, а именно - в 1240 год, когда монголы разорили Киев. После этого митрополиты Киевские не могли находиться в разоренном городе, а стали пребывать в самых разных городах Руси - до тех пор, пока митрополит Петр не выбрал в конце 14 века местом постоянного пребывания Москву. Но при этом он по-прежнему носил титул митрополита Киевского и являлся главой митрополии, которая подчинялась Константинопольскому патриарху. В чем состояло это подчинение? Кандидатуры всех митрополитов утверждал Константинопольский патриарх. Понятное дело, что русские князья пытались влиять на выбор кандидатур (и хотели их видеть из своей земли), но окончательное слово было за ним. Такая ситуация продолжалась до первой половины 15 века, когда Византийская империя пришла в упадок, и все понимали почти 100% вероятность разгрома Константинополя со стороны турок. И тогда правитель и патриарх Константинополя стали искать поддержки на Западе, а тот, как известно, всегда «человеколюбив» - готов помочь, но с условиями, в данном случае - заключения союза не просто между государствами, а церковного - унии.

- Но ведь с началом 11 века в христианской церкви произошел раскол, и вариант унии в принципе был невозможен...

- Именно так! Между православными и католиками не было евхаристического общения. Разговоры о воссоединении шли и до этого как среди мирян, так и священства, но это были отдельные мнения. Так вот, когда начался процесс подготовки унии, жесткую позицию заняли монахи Афона. В это время на кафедре Киевской, находящейся в Москве, появляется митрополит Фо-тий - ставленник Константинополя, человек образованный и очень положительно смотрящий в сторону латинян. Он тоже начал лоббировать эту идею - поехал на Собор, созванный поданному вопросу, во Флоренцию, где были жаркие споры (у нас с католиками не на пустом месте появились разногласия!), и... православные уступили католикам. Была подписана Флорентийская уния 1439 г., согласно ей все подчинялись папе римскому и учению католичества. Но вот когда митрополит Фо-тий вернулся торжественно в Москву, его... поместили (а лучше сказать заточили) в монастырь. Большинство представителей церкви сказали жестко: с латинянами - никаких союзов!

- А это в принципе было возможно? По сути, восстать против мнения начальствующего.

- Так если патриарх Константинопольский впал в очевидную ересь, он для верующих по всем канонам уже не авторитет, к тому же в 1453 году Константинополь пал. (Справедливости ради нужно сказать, что следующий патриарх Константинопольский унию разорвал). И вот здесь возник вопрос - как жить дальше Киевской митрополии? С кем согласовывать все основные вопросы? Поэтому с 1439 по 1448 год шло согласование, а в 1448 году был созван Собор, на котором была провозглашена автокефалия Киевской митрополии. К этому привели обстоятельства реальной жизни.

- Поясните суть автокефалии.

- Обращаю внимание - не был провозглашен собственный патриархат, та же самая митрополия, в составе того же патриархата, но самоуправляемая - автокефальная. Сохранялась духовная связь с Константинополем, а вот выборы митрополита, самые разные организационные вопросы - это мы будем делать самостоятельно. Кстати, именно с 1448 года впервые заговорили о Московской митрополии.

- Даже не стоит заглядывать в учебник, чтобы предположить очевидное -Западу это решение не понравилось.

- Киевская земля в тот момент находилась в составе Речи Посполитой, и король Каземир IV сказал, что не признает Киевского митрополита, и в 1458 году ставит своего - униата-раскольни-ка, который, к счастью, быстро вернулся в православие, после чего начинаются гонения на православных на территории Речи Посполитой. То есть митрополия Киевская осталась в составе Константинопольского патриархата - она не была автокефальной, но она вышла из унии. И около 150 лет эта ситуация кардинально не менялась. В 1654 году Украина воссоединяется с Россией, и в результате территория Киевской митрополии подпадает под влияние московского царя, а спустя несколько лет Константинопольский
патриарх передает раз и навсегда правление Киевской митрополией в ведение Московского патриарха (к тому времени он уже избирался в течение 90 лет). Конечно, не все шло гладко, но факт остается фактом - в 1686 году, согласно документам, все передается без всяких условий. И так было 300 лет!

- И вдруг...

- Нет, это «вдруг» произошло гораздо раньше. Впервые патриарх Константинопольский сказал, что все епархии на Украине и в России, учитывая сложную обстановку, переходят под его руку...в 1920 году. 1 июня 1924 года в газете «Известия» была опубликована статья под заголовком «Вселенский патриарх отстранил бывшего патриарха Тихона от управления Российской церковью». В статье было в частности сказано, «...что Константинопольский патриарший Синод, под председательством Вселенского патриарха Григория VII, вынес постановление об отстранении от управления Российской православной церковью патриарха Тихона, как виновного во всей церковной смуте. Имеется в виду обновленческий раскол, изъятие церковных ценностей и закрытие храмов и монастырей. Постановление это вынесено на заседании Синода при Вселенском патриархе 6 мая 1924 года и принято единогласно. Вместе с тем Константинопольский патриарх посылает в Москву авторитетную комиссию из виднейших восточных иерархов для ознакомления с делами Российской православной церкви. Одновременно Вселенский патриарх признал российский обновленческий Синод официальным главой Российской православной церкви и запретил к священнослужению всех иерархов, бежавших из России в эмиграцию, во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Все эти иерархи предаются церковному суду».

- А причина?

- И тогда, и сейчас формулировка звучала одинаковоково - якобы Московский патриарх не в состоянии удержать мир. Здравомыслящие люди недоумевали - какое вы имеете право так заявлять? Ну давайте проведем аналогию. В дом, где есть глава семьи, приходит сосед, ему оказывается радушное гостеприимство, но он все-таки гость, а не хозяин дома. И вот случился конфликт между сыном и главой дома, и гость говорит: «Сынок, ты прав, ты истинный хозяин дома, я тебя усыновлю, и весь дом мой!». По сути, это - рейдерский захват! И если это происходит в церковной среде, то как с таким человеком из одной чаши причащаться Тела и Крови Христовых?! Кроме этого, патриарх Константинопольский признал раскольников тех, которых отлучили от Церкви за грехи (например, так называемого патриарха Филарета (Михаила Денисенко), восстановив его в священническом достоинстве), не имея на это прав и не предоставив никаких доказательств.

- Что все это означает для православных россиян?

- Кроме того, что мы не имеем права евхаристического общения с Константинопольским патриархатом (причастия из одной чаши), мы все испытываем скорбь. Мы видим реальный обман. На Украине трубят, что Константинополь дал им автокефалию. При этом Украинская православная церковь, возглавляемая митрополитом Онуфрием, абсолютно самоуправляемая - с Москвой связь только духовная. А сейчас что устроил Константинопольский патриарх в Украине? Никакой автокефалии по сути - жестко подчиненная митрополия, автокефалия - ложь. И если уж называть вещи своими именами, то новая «объединенная» церковь в Украине подчиняется Стамбульскому патриарху, который является гражданином Турции, зависим от властей Турции - не имеет даже права появиться в рясе на улице. И этот человек хочет диктовать православному миру свои условия?! К слову, выражаясь разговорным языком, он «метит в папы римские», заявляя, что имеет право вмешиваться во все церкви, хотя он всегда был просто первым среди равных.

- Чего нам ждать дальше?

- Молиться. Мы являемся сейчас свидетелями уже не двойных, а тройных стандартов, мы очень надеемся, что люди, облечённые властью, примут мужественное решение - назвать белое белым, а черное - черным. А от раскольников будем ждать покаяния, потому что раскол врачуется только покаянием. И если уже несколько лет в храмах Русской православной церкви возносится молитва о мире на Украине, то с осени 2018 года священство взывает на ектении (особом прошении) вместе с прихожанами о единении Церкви. Сейчас мы призываем все поместные церкви дать ответ - не сиюминутный, а взвешенный ответ-реакцию на наше решение, не исключено, что возможен созыв Собора, потому что творится беззаконие, которому необходимо дать отпор.

Статьи по теме

Наше местоположение